Следователи распутывают дело о крупных хищениях

Следователи распутывают дело о крупных хищениях

Следователи распутывают дело о крупных хищениях в литейном цехе автозавода.- Снова тот оранжевый "КамАЗ" вчера разгружался. Значит, скоро нам ждать туристов, - такими фразами обычно обменивались арендаторы базы в промзоне, что расположена в Богородске на улице Калинина.

Время собирать…

Складские помещения хозяин базы в основном отдавал под производство. У предпринимателя Бориса Петровича, к примеру, здесь стояло оборудование, на котором его рабочие изготавливали брусчатку. А для местного жителя Сергея Ивановича промзона была удобной автостоянкой, куда он не один год загонял на ночь свой погрузчик.
И тот и другой были озадачены происходящим на базе в той ее части, которая была завалена кучами производственного шлака. Примерно раз в месяц сюда прибывал один и тот же "КамАЗ". Водитель отпирал ворота, сваливал из кузова отходы и уезжал.
Неизменно на следующий день возле куч вырастал палаточный лагерь таджиков. Они копались в шлаке и выискивали там какие-то камни темно-серого цвета с металлическим блеском и собирали их в огромные мешки. Затем они сворачивали лагерь и исчезали. Вскоре сюда приезжал грузовой длинномер, который увозил камни в неизвестном направлении.
Обитатели промзоны вертели в руках те самые камушки и не понимали, что это такое. От таджиков они смогли добиться лишь расплывчатого объяснения, мол, их просто попросили собирать в мешки именно эти камушки.
А в один из ноябрьских дней прошлого года, сразу после разгрузки оранжевого "КамАЗа", к кучам привезенного груза подъехала полиция. Под присмотром правоохранителей недавнее содержимое кузова самосвала было собрано и, как поняли наблюдавшие за всем этим мужики, отправлено на экспертизу.

Бдительный Иван

Чтобы понять смысл этих загадочных манипуляций, нам потребуется переместиться из Богородска в Нижний Новгород, а точнее - в литейный цех автозавода.
В тот ноябрьский день Иван, один из работников цеха, заметил, что на шихтовом кране находится работница, которая должна была в тот момент быть на другом механизме. Это показалось ему подозрительным еще и потому, что калитка, ведущая на площадку крана, вопреки всем инструкциям была закрыта.
Иван сопоставил подмеченное с тем, что он видел несколькими днями раньше. Тогда шихтовщик Петр Терханов с одной из крановщиц цепляли мешки с ферросилицием, при этом Петр вспарывал мешки и ссыпал содержимое в контейнеры. Иван удивился, зачем они это делают, ведь мешки обычно поднимаются на кране к печам целиком.
Теперь же контейнеры с грузом крановщица зачем-то засыпала шлаком. "Не иначе, - подумал Иван, - хотят украсть ферросилиций, присыпают его, чтобы контролеры на КПП завода при проверке не обнаружили его".
Стоит пояснить, что ферросилиций - достаточно ценный материал. Добавление его в расплав регулирует процент кремния в готовой продукции, требуемый ГОСТом.
Кстати, шлак с завода вывозится законно. Его отправляют для утилизации на полигон, продают дорожным строителям. Также он идет на засыпку болотистых участков.
О своих догадках Иван сообщил службе охраны завода, сотрудники которой совместно с полицией отправили "хвост" за "КамАЗом", увозившим шлак с ценной добавкой. Далее произошло то, о чем мы уже рассказали выше.

Левый доход

Когда началось следствие, Петр Терханов сразу признал вину. Он рассказал о том, что однажды мастер участка предложил ему "подзаработать". Для этого Петру нужно было в свою смену загружать по 1 - 2 мешка весом по 1 - 1,5 тонны в контейнеры, предназначенные для производственных отходов. В смену следовало загружать 2 - 3 контейнера. Погрузку ферросилиция он должен был выполнять на пару с крановщицей - женой мастера.
В деле участвовал еще один мастер участка, который сообщал Терханову, когда прибудет "КамАЗ". За каждую груженую машину мастера лично отстегивали ему по полторы тысячи рублей. По словам Петра, сам он стал соучастником хищений в 2013 году, однако и до этого видел, как один и тот же водитель на протяжении нескольких лет вывозил отходы из цеха.
В итоге Петру Терханову было предъявлено обвинение в "Покушении на кражу, то есть умышленные действия лица, непосредственно направленные на тайное хищение чужого имущества, совершенном группой лиц по предварительному сговору, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам".

Все ни при чем

Мастера, о которых рассказывал следователям Терханов, по делу проходили свидетелями. Они доказывали, что с водителем пресловутого "КамАЗа" незнакомы. Крановщицы же утверждали, что они тоже ни при чем, дескать, в силу своих должностных обязанностей они должны исполнять указания шихтовщика.
Застуканный с поличным водитель "КамАЗа" заявил, что приехал на эту базу впервые. Дескать, он много лет вывозит с автозавода шлак в различные места, обычно в садоводческие товарищества. А в тот день при погрузке в литейном неизвестный человек по имени Евгений попросил его отвезти шлак в Богородск. О том, что он везет ферросилиций, водитель якобы не знал.
По словам старшего следователя по ОВД СЧ СУ УМВД России по г. Н.Новгороду капитана юстиции Константина Абатурова, в настоящее время дело Терханова передано в суд. Вину же мастеров цеха в ходе расследования доказать не удалось. Сейчас дело в отношении так называемых не установленных следствием лиц выделено в отдельное производство. К сожалению, пока следствию не удалось установить, куда именно увозили собранные таджиками камушки. Можно только предположить, что ферросилиций сбывали металлургическим предприятиям, где есть литейное производство. Организаторов хищений также не удалось выявить. Гастарбайтеров, которые собирали камушки, также не нашли.
- Что касается общей суммы убытков, то она может быть огромной, - говорит Константин Сергеевич. - Ведь только по делу Терханова одна машина с 6 тоннами ферросилиция стоила 200 тысяч рублей. По словам же свидетелей, КамАЗ с аналогичным грузом прибывал в богородскую промзону в течение нескольких лет.

Ольга МАКАРОВА. 
(Имена и фамилии персонажей изменены.)

Следите за нашими новостями в удобном формате