В аэропорту Улан-Уде умерла 30-летняя женщина

В аэропорту Улан-Уде умерла 30-летняя женщина

Сотрудники транспортной прокуратуры по всей стране шерстят медпункты вокзалов и аэропортов, в том числе и в нашей области. Масштабные проверки всех "городских ворот" не случайны. Предметом пристального внимания Генеральной прокуратуры эти объекты стали после недавней трагедии, произошедшей в Улан-Удэ. Там во время регистрации на рейс в зоне предполетного досмотра умерла 30-летняя женщина.

Могли спасти…

В этот день они с супругом планировали вылететь в Санкт-Петербург. В зоне предполетного досмотра молодой женщине стало плохо. Она потеряла сознание и умерла на руках у супруга. Как выяснилось, погибшая страдала сердечно-сосудистым заболеванием и с детства носила кардиостимулятор. При прохождении через рамки металлодетектора в работе электронного помощника сердца возник сбой. А оказать квалифицированную медицинскую помощь в аэропорту своевременно не смогли.
По мнению мужа, трагедии можно было избежать. Во-первых, у его жены было разрешение на то, чтобы ее досматривали визуально. Но вот воспользоваться этим правом она не успела. Нашелся свидетель, который видел, как сотрудники аэропорта (точнее, службы безопасности) заставили женщину проходить через рамки металлодетекторов. Во-вторых, своевременно оказанная медицинская помощь могла спасти Диане (так звали погибшую) жизнь. Девушку отнесли в медпункт, но там ей мало чем помогли. Как поведал супруг погибшей, у них не работал кислородный баллон: то ли он был пуст, то ли клапан заклинило... Мужчина сам пытался делать женщине искусственное дыхание и массаж сердца. Скорая также, кроме лекарств, ничего не предложила. Супруг погибшей винит в случившемся аэропорт.
Сейчас по факту смерти женщины в аэропорту Улан-Удэ проводится расследование. Родственники полагают, что смерть Дианы вызвал сердечный приступ, а спровоцировал его металлодетектор. В клинике, где Диане установили кардиостимулятор, тоже склоняются к этой версии. Смертельная опасность от рамок металлодетекторов - факт недоказанный, однако подобные летальные случаи в России регистрировались, отмечают медики.

Лучше поле обойти

Единого мнения о том, что магнитное поле действует пагубно на кардиостимуляторы, нет. Особенно на современные, каковым пользовалась и погибшая женщина. Работники аэропорта также утверждают, что их прибор не мог стать причиной гибели молодой женщины: это стандартный металлодетектор марки "Метор-150", по техническим характеристикам он безопасен для беременных женщин и для людей с кардиостимуляторами.
А вот нижегородские кардиологи с этим не согласны. Рамки для сердечников опасны, уверяют они.
- Электрокардиостимулятор (ЭКС) - это маленький электронный прибор, работающий от батареи, который может увеличивать частоту биения сердца человека. Он приходит на помощь тем пациентам, сердце которых не способно самостоятельно генерировать импульсы с нормальной частотой, то есть по сути это "умная батарейка" для сердца, - поясняет главный внештатный специалист-кардиолог минздрава Нижегородской области Виктория Теплицкая. - Заряд батареи в процессе работы кардиостимулятора постепенно снижается. Однако приборы сделаны так, что продолжают работать еще длительное время даже после появления первых признаков истощения заряда.
Каждые три - шесть месяцев пациент должен регулярно посещать врача для контроля работы ЭКС. Только врач может сообщить пациенту, когда придет время замены кардиостимулятора.
- Специальный корпус ЭКС защищен от электромагнитной интерференции. Однако сильные источники электромагнитного поля могут приводить к неполадкам в работе стимулятора, - продолжает Виктория Викторовна. - Это могут быть радары, трансформаторы, оборудование электростанций и заводов.

Подальше от мобильника

Что касается электрического оборудования, то исправная и правильно заземленная бытовая техника, как правило, не создает сильных магнитных полей, влияющих на работу ЭКС. Бытовая и оргтехника также не влияет на работу стимуляторов сердца. Но вот находиться рядом с работающей СВЧ-печью и ездить в электричках сердечникам надо с предельной осторожностью.
А еще определенную опасность для обладателей кардиостимуляторов представляют сотовые телефоны. Их лучше не носить в карманах одежды и держать от ЭКС на расстоянии не менее 20 - 30 сантиметров. А при беседе подносить мобильник к уху следует со стороны, противоположной стимулятору.
Все мы ходим по магазинам, бываем в крупных торговых центрах. Если говорить об электронных системах сигнализации, то человеку с имплантированным ЭКС следует по возможности быстро проходить через рамки в магазинах и учреждениях, где они имеются. Также не следует задерживаться возле них. Ворота в аэропортах и правительственных учреждениях также могут вызвать временные неполадки в работе прибора.
- Если у человека есть с собой идентификационная карта ЭКС, лучше сразу предъявить ее работникам службы безопасности, заранее объяснив, что ему имплантирован электрокардиостимулятор. Это исключит возможность влияния на него детекторов защиты аэропорта и прочих учреждений, - подчеркивает кардиолог.
Пациенту с кардиостимулятором всегда необходимо об этом предупреждать медицинский персонал, вне зависимости от того, какая процедура предстоит. Медицинские воздействия, такие как ультразвуковая диагностика, рентгенография, компьютерная томография, различные стоматологические процедуры, относительно безопасны для работы ЭКС. Чего не скажешь, к примеру, о таких процедурах, как электрокоагуляция (остановка кровотечения с помощью электрического воздействия во время операции), диатермия (воздействие теплом), литотрипсия (дробление камней в почках с помощью ультразвука), чрескожная электрическая стимуляция нервов, лучевая терапия. Строго противопоказано использование магнитно-резонансной томографии: такое оборудование содержит сильные магниты, которые могут вывести из строя электронный помощник сердца. Также следует избегать длительного воздействия прямых солнечных лучей, которые могут перегреть корпус и компоненты ЭКС.

Все предусмотрено?

Несколько аналогичных трагических случаев, произошедших в августе - сентябре этого года в аэропортах страны, заставили Генеральную прокуратуру начать проверку оказания медицинских услуг на всех транспортных узлах страны.
Так, 18 августа от сердечного приступа скончался пассажир в московском аэропорту Шереметьево, а 29 августа стало плохо пассажиру, летевшему из Франкфурта в Самару. Экипаж принял решение совершить вынужденную посадку в Домодедове, но спасти мужчину не удалось. Еще один случай произошел в самарском аэропорту 5 сентября: там умер пассажир самолета Франкфурт - Астана.
У нас такая трагедия произойти не может, уверяют сотрудники аэропорта Стригино.
- Для обеспечения безопасности пассажиров при входе на аэровокзал производится предварительная проверка посетителей, которая предусматривает проход через металлодетекторы, проверку вещей и личный досмотр в случае необходимости. Эти меры направлены на обеспечение безопасности как в здании аэровокзала, так и на борту воздушного судна, - рассказали "НН" в пресс-службе нижегородского аэропорта. - При досмотрах применяются технические и специальные средства: стационарные рентгенотелевизионные интроскопы и металлоискатели, портативные (ручные) металлоискатели и другие приборы, сертифицированные в установленном порядке, а также служебные собаки кинологических подразделений.
Пассажиры, имеющие имплантированные аппараты, стимулирующие сердечную деятельность, предъявляют соответствующую справку из медицинского учреждения и подвергаются ручному методу досмотра и (или) индивидуальному досмотру без применения технических и специальных средств. Также пройти досмотр без применения техники и спецсредств могут пассажиры, имеющие металлические протезы.
На аэровокзале круглосуточно работает здравпункт. Его сотрудники обладают необходимой квалификацией и навыками для оказания экстренной помощи пассажирам и работникам аэропорта. В наличии имеются все необходимые для этого лекарственные препараты и оборудование. За 10 месяцев текущего года в медпункт обратились около 600 пассажиров, всем им была оказана квалифицированная помощь.
И все же полную гарантию, что у нас подобного ЧП, вроде того, что произошло в аэропорту Улан-Удэ, вряд ли может кто-то дать.
- Сотрудниками транспортной прокуратуры были проверены три транспортных объекта - международный аэропорт Стригино и железнодорожные вокзалы в Нижнем Новгороде и Арзамасе. По итогам проверок были выявлены общие, характерные для всех этих объектов нарушения, - рассказывает заместитель Нижегородского транспортного прокурора Евгений Люсов. - Отсутствуют в полном объеме оборудование и медикаменты, необходимые для оказания медицинской помощи. Везде имеются нарушения санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации помещений медпунктов.
Итогом проверок стало возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях, по результатам которых шесть должностных лиц привлечены к административной ответственности в виде штрафа.
Надо полагать, после этого недостатки на транспортных узлах региона будут устранены.

Ольга АБРАМОВА. 

Кстати

Как объяснили "НН" специалисты минздрава Нижегородской области, основной принцип работы кардиостимулятора заключается в двух процессах: восприятие работы сердца и стимуляция в том случае, когда частота сердечных сокращений ниже установленной базовой частоты. Если текущий пульс превышает ее, это не означает, что кардиостимулятор не работает. Стимуляция осуществляется только в том случае, когда пульс пациента ниже базовой частоты. Это называется работой кардиостимулятора "по требованию".
Как правило, ЭКС не ограничивает человека в выполнении повседневных обязанностей, не ограничивает работоспособность (за исключением работы, связанной с сильным электромагнитным полем) и сексуальную активность. Физическая нагрузка благотворно влияет на работу сердца, но необходимо посоветоваться с врачом, какие упражнения могут быть оптимальными. Однако все же есть ряд занятий, которых следует избегать: контактные виды спорта (единоборства, футбол), дайвинг. А при стрельбе из ружья (дробовика) людям с кардиостимуляторами лучше помещать приклад оружия на плечо, противоположное области ЭКС.

Следите за нашими новостями в удобном формате