Как с рогатиной против Наполеона ходили

Как с рогатиной против Наполеона ходили

"Василиса". Россия, 2014. Режиссер Антон Сиверс. В ролях: Светлана Ходченкова, Дмитрий Соломыкин, Жером Кузан, Кристина Кузьмина, Игорь Черневич, Андрей Ильин.

На уровне сериала

Крестьянка Василиса Кожина - легендарная участница Отечественной войны 1812 года. Была ли она предводительницей партизанского движения, как писали советские учебники, или зарубила одного лишь пленного француза, историки спорят до сих пор. Впрочем, последний факт неоспорим, и все же по тем временам для женщины, да еще крепостной, это было поступком из ряда вон. Недаром помнит вся Россия лубок Венецианова "Французы - голодные крысы в команде у старостихи Василисы"...
Но экранная Василиса - вымышленный персонаж. И сюжет закручен вокруг ее большой и чистой любви с молодым барином, которой препятствует сначала его мать, а затем война. Воспитанная помещиком либеральной ориентации, Василиса прекрасно говорит по-французски и вообще не по-крестьянски утонченна. Тем более что играет ее Ходченкова, которая в последние годы больше подходит на роли балерин и роковых голливудских красоток. Зато Черневич точен в роли ее мужа - сельского старосты. Есть и другие правдоподобные народные типажи, хотя в целом актерская игра и режиссерские приемы - на уровне добротного телесериала, не более того.

Сказка, а не комикс

В превращение романтической барышни-крестьянки в лидера народного ополчения верится с трудом, хотя экранные события Василису подталкивают к этому со страшной силой. Ведь французы хоть и несли темному русскому народу свободу (по заверениям либерально-ориентированных помещиков и их кумира), но принесли-то в итоге плеть, погром и бойню. И грянул бой, и понеслись замедленные кадры… И настало время произнести: "Коли сами начнем отдавать - все потеряем!"
Есть в картине, конечно, лубочно-клиповый налет, но она не лишена искренности и нерва. Да и просто понятно рассказанная история с интригой и моралью - уже хорошо. Да, патриотическое кино нового образца пока снимать у нас не научились. Оно получается то громоздко-неуклюжим и избыточно-богатым, то чересчур скромным, словно стесняющимся себя самого: мол, мы не претендуем ни на что, кроме "мылодрамы".
Но "Василиса" - не самая плохая попытка. Идеологические ударения точно расставлены, но они не заглушают ту самую "простую историю". Некоторые зрители могут и вовсе не расслышать тему проснувшегося народа и предавшего его помещика-вольнодумца, который и крестьянку-то просвещал не ради ее блага, а ради своего имиджа. Авторы, наверное, не ждали, что в свете последних событий фильм окажется неожиданно злободневным, - иные критики даже успели обозвать "Василису" пропагандой. Хотя фактически это лишь русская сказка, правды в которой больше, чем в американском комиксе.

Ольга ГОРНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате