За саботаж судебных заседаний и неуважение грозят ввести санкции

За саботаж судебных заседаний и неуважение грозят ввести санкции

В повседневной жизни каждый из нас может уважать другого человека или не уважать - это наше право. Но как только мы переступили через порог здания суда и стали участниками процесса, то обязаны относиться друг к другу хотя бы с дежурным почтением. И если кто-то нарушит эту заповедь, суд может удалить его из зала заседаний и строго наказать. Однако бывают ситуации, когда формально свидетели, подсудимые или потерпевшие как будто ничего предосудительного не совершают. Свидетели вовремя сообщают, что не могут присутствовать в суде по объективным причинам, или заседания переносятся из-за болезни адвоката...

Олигарху - метлу в руки

Тем, кому в силу разных причин доводится бывать в судах, нередко приходится слышать от их посетителей сетования, что столько времени пришлось потратить на судебные разборки, а результата пока никакого нет. А все потому, что Иванов (Петров или Сидоров), пользуясь своим служебным или финансовым положением, полезными связями, фактически превращают суды в балаган, игнорируя повестки, и им все это сходит с рук. Хотя подобное поведение, если разобраться, это явное неуважение, причем не только к другим участникам процесса, но и к самому суду.
Вот почему депутаты Государственной думы РФ, которые, видимо, знакомы с подобными случаями не понаслышке, предлагают ужесточить ответственность за подобное отношение к Фемиде. Они считают, что необходимы более эффективные меры в борьбе с умышленным затягиванием судебных процессов и с так называемым телефонным правом.
Инициатором такого законопроекта стал заместитель председателя Госдумы по конституционному законодательству и судебному строительству Вадим Соловьев.
По мнению народного избранника, неуважение к суду, ответственность за которое ужесточают поправки в законодательство, необходимо выделить в самостоятельный состав преступления. За деяния, которые наносят ущерб нормальному ходу судебного процесса, нужно наказывать штрафами или лишением свободы. Речь идет о нарушении порядка на заседании, пренебрежительном отношении к судье, а также об уклонении от явки в суд.
Несомненно, перед законом в нашей стране все равны, от президента до рядового гражданина. Поэтому если суд вызывает кого-то свидетелем, ответчиком или процессуальным участником, то однозначно и гражданин, и представитель юридического лица обязаны прийти и дать показания. На этом держится вся система правосудия.
Другое дело, что в реальности все зачастую очень далеко от идеала. Когда, например, судят высокопоставленного полицейского из регионального ГУВД, то свидетелями обвинения или его защиты выступают также высокопоставленные чиновники. Но у них, как известно, по пунктам расписан весь рабочий день, и выкроить в нем "окно" на посещение суда у них не всегда получается. В результате судебный процесс затягивается...
Вадим Соловьев убежден, что в нынешних условиях нужны эффективные меры - от административной до уголовной ответственности. "Вплоть до реального заключения в тюрьму либо привлечения к исправительным работам, - считает депутат. - И если годик-другой какой-то олигарх или высокий чиновник поподметает улицы, думаю, это будет хорошей мерой воздействия на них. И примером для других…"

Стоит ли палку перегибать?

Прокомментировать позицию инициатора нового законопроекта мы попросили одного из самых опытных нижегородских федеральных судей в отставке Валерия Жукова.
- На мой взгляд, основой эффективности борьбы с затягиванием дел является не повышение ответственности за так называемое "неуважение к суду", а ориентация правоприменителей на более активное и решительное использование уже существующих мер воздействия на лиц, не выполняющих свои процессуальные обязанности, - отметил Валерий Павлович. - Основы правосудия подрывает не отсутствие отдельной универсальной нормы ответственности за "неуважение к суду", а поведение самих правоприменителей, которые либо не используют вовсе, либо используют недостаточно эффективно уже имеющиеся в их распоряжении инструменты.
В настоящее время нет совершенно никаких препятствий для использования указанных мер ответственности по отношению ни к большому начальнику, ни к олигарху, ни к чиновнику, ни к президенту.
- И тем не менее, Валерий Павлович, согласитесь, что еще существует и так называемое телефонное право, и чинопочитание со стороны людей, облаченных в судейскую мантию?
- Да, жизненный опыт подсказывает, что правоприменители все-таки различают тех, кто в силу своего должностного положения либо связей оказывается перед законом значительно "равнее", чем иные другие сограждане. Примером тому служит тот факт, что правоприменительная практика России не знает ни одного случая привлечения к ответственности за нарушение самых элементарных правил дорожного движения сотрудников ГИБДД либо иных должностных лиц. Нам известны лишь факты грубейшего нарушения такими гражданами ПДД, укрыть которые от общественности было невозможно из-за тяжких последствий, ставших известными СМИ.
И олигархи, и чиновники не подвергаются существующим мерам воздействия вовсе не из-за отсутствия таких норм либо их несовершенства, а из-за "разборчивости" правоприменителей в выборе лиц, подлежащих ответственности. При таком подходе создание любых дополнительных правовых норм, усиливающих ответственность, вовсе не приведет ни к снижению сроков рассмотрения дел, ни к усилению уважения к суду.
Наоборот, это приведет к увеличению числа осужденных среди простых сограждан, что вызовет в нашем обществе значительное усиление напряженности и укрепление недоверия населения к власти. Осталось дело за малым, за законодательной инициативой о понуждении правоприменителей к более активному использованию уже существующих инструментов.

Строгостей хватает

- Таким образом, получается, что вы, судья со стажем, не разделяете позицию депутатов, которые предлагают усилить меры ответственности за неуважение к суду?
- Все, что необходимо судьям для плодотворной работы, в отечественном законодательстве уже имеется. В ныне действующем праве нет ни одной нормы, полностью препятствующей дальнейшему производству по делу при злоупотреблении сторонами своими правами либо нарушении ими своих процессуальных обязанностей, - рассказывает федеральный судья в отставке. - Это полностью исключает прямую взаимосвязь между затягиванием дела и поведением сторон. Уже давно существуют глубоко проработанные практикой нормы, предусматривающие те или иные меры ответственности для сторон за проявление так называемого неуважения к суду.
По словам Валерия Жукова, законодательство РФ предусматривает достаточно суровую уголовную ответственность, включающую в себя наказания, связанные с содержанием под стражей (лишение свободы и арест). Статья 315 УК РФ карает за злостное неисполнение судебного акта и воспрепятствование его исполнению. А статья 297 УК РФ - за неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судопроизводства.
В правоприменительной практике арбитражных судов РФ уже давно и активно используется практика назначения штрафов в размере до 2500 рублей за неуважение к суду (ст.119 АПК РФ), выразившееся в уклонении сторон от явки либо в непредставлении суду требуемых документов.
Суды общей юрисдикции в своей практике по гражданским делам за неявку в суд по неуважительной причине вправе применять к виновному лицу штраф в размере до 1000 рублей, а также принудительный привод (ст.168 ГПК РФ).
В ходе судебного разбирательства дел об административных правонарушениях свидетели и потерпевшие, умышленно уклонившиеся от явки в суд, могут быть подвергнуты штрафу в размере от 500 до 1000 рублей или административному аресту на срок до 15 суток (ст. 17.3 КоАП РФ).
В ходе уголовного судопроизводства статьями 113, 117, 118, 258 УПК РФ за неисполнение участниками уголовного судопроизводства своих процессуальных обязанностей предусмотрена ответственность в виде денежного взыскания в размере до 2500 рублей, а также принудительного привода.
- Честно говоря, весьма забавным выглядит высказывание депутата об олигархе или высоком чиновнике, подметающем улицы в качестве наказания за неуважение к суду, - улыбается Валерий Павлович. - Даже если бы по отношению к таким категориям лиц хотя бы один раз были бы реально применены уже имеющиеся меры ответственности за подобное нарушение, то им хватило бы и этого. Поскольку факт привлечения к административной или уголовной ответственности влечет для них за собой и достаточно строгое наказание, и судимость, влияющую на продвижение по службе.

Расплата за дебош

В подтверждение слов Валерия Жукова можно вспомнить случаи из нижегородской судебной практики. Речь, правда, идет не об олигархах или больших чиновниках, намеренно затягивающих процесс, но эти примеры доказывают, что меры против самого явного проявления неуважения к суду применяются на практике.
Как мы уже ранее рассказывали, 38-летний нижегородец отбывал наказание по предыдущему приговору в исправительной колонии, когда был доставлен в помещение участка мирового судьи Лукояновского района. Он обвинялся в преступлении по статье 319 УК РФ, карающей за оскорбление представителя власти.
Поначалу осужденный вел себя смирно, однако в момент оглашения обвинительного заключения он вдруг начал оскорблять судью нецензурной бранью. И тогда тот принял решение об удалении подсудимого из зала.
Конвойные стали выводить хама в коридор, но тот вдруг покрыл нецензурной бранью и прокурора. Подсудимого все-таки выпроводили, однако, когда через некоторое время его вновь завели в зал, он демонстративно расстегнул брюки и помочился на пол зала судебного заседания.
В итоге за первое проявление неуважения к суду и прокурору грубиян получил штраф в размере 70 тысяч рублей.
А в мировом суде Автозаводского района 29-летнего нарушителя хотели наказать за появление в общественном месте в пьяном виде. Однако подсудимый сам сделал все для того, чтобы вместо нескольких суток административного ареста ему дали срок реального заключения.
Вначале он в ярости вырвал из стены решетку, затем отвел душу на мебели, после чего демонстративно съел постановление суда.
За неуважение к суду (ч. 2 ст. 297 УК РФ) и оскорбление представителей власти (ст. 319 УК РФ) дебошир получил три с половиной года колонии общего режима.

Константин ШИШАРИН. 

Вместо комментария

Огород городить нужды нет
- Неуважение к суду уже выделено в самостоятельный состав правонарушения и даже в самостоятельный состав преступления, предусмотренный ст. 297 УК РФ, с наказанием вплоть до ареста на срок до шести месяцев, - поясняет нижегородский адвокат Александр Кутырев. - Что касается "нанесения ущерба нормальному ходу судебного процесса", то и это предусмотрено законодательством РФ, а именно Гражданско-процессуальным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
По словам Александра Анатольевича, нормы указанных законов РФ предусматривают и соблюдение порядка в судебном заседании, и меры, применяемые к его нарушителям в судебном заседании. Наказание - вплоть до штрафов, принудительных приводов, а также направления материалов в соответствующие правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела в отношении нарушителя, в действиях которого имеются признаки преступления.
- Ответственность наступает и в случае неисполнения участниками судопроизводства процессуальных обязанностей, и за нарушение ими порядка судопроизводства и т. п., - продолжает адвокат. - В случае неявки в судебное заседание у суда имеются различные виды поведения, предусмотренные процессуальным законодательством, в том числе и рассмотрение гражданского дела в отсутствие неявившегося истца или ответчика.
Кроме того, суд предупреждает лиц, участвующих в деле о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий. Это статьи 6.1, 12, 13, 159, 167, 222 ГПК РФ, статьи 258, 117, 118, 6.1 УПК РФ.
- В общем, все, о чем говорится в проекте, в том числе об усилении наказания, уже предусмотрено российским законодательством, и городить огород нет необходимости. А усиливать наказание за указанные нарушения также нет смысла. Просто надо применять те нормы, которые уже есть.

Между тем

Нижегородский адвокат Александр Понизовский, специализирующийся на защите участников ДТП, интересуется, когда депутаты примут закон, предусматривающий наказание для судов, проявляющих явное неуважение к участникам процесса.
- Я по своей работе часто сталкиваюсь с тем, что как раз суды нарушают права обвиняемых, свидетелей и потерпевших, - говорит Александр Рудольфович. - Один из таких примеров - нижегородец Александр Сигитов, о котором вы уже рассказывали. Напомню, что на кстовской трассе его сбил другой водитель, превратив в 22 года цветущего красавца-парня в инвалида второй группы. Но виновных в этой истории как не было, так и нет.

А как у них?

В британской и американской правовых системах "неуважение к суду" - это неотъемлемая часть механизма ответственности в гражданском и уголовном судопроизводстве.
Согласно английскому праву, неуважение к суду - это отказ в подчинении постановлению суда, предписывающему совершить либо отказаться от совершения каких-либо действий; невыполнение данного суду обязательства; нарушение распоряжения суда о составлении перечня вопросов для опроса свидетелей, о раскрытии доказательств либо о проверке достоверности письменных доказательств.
В правовой системе США неуважение к суду - это неисполнение судебных определений; незаконное уклонение от явки в судебное заседание; нарушение установленного законом порядка в судебном заседании.



Следите за нашими новостями в удобном формате