Арест домашних питомцев за долги их хозяев подобен захвату заложников?
В ответе ли братья наши меньшие за своих хозяев, крупно задолжавших государству, другим гражданам или частным компаниям? Этим вопросом недавно задался депутат Госдумы Олег Михеев. Он внес предложение об изменении Гражданского кодекса РФ, который запретит судебным приставам-исполнителям арестовывать за долги владельцев их домашних животных.
Давление на психику
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас посчитал инициативу Михеева не только целесообразной, но и необходимой. "Домашние животные не должны быть предметом взыскания, принятие данного закона восполнит существенный пробел в гражданском законодательстве", - отметил сенатор.
Думается, что трудно не согласиться с народными избранниками, если представить себе, как сложилась бы дальнейшая судьба персонажа мультфильма "Каникулы в Простоквашино" Кота Матроскина, если бы тот был арестован, к примеру, за долги Дяди Федора. Или - Чебурашки, угодившего бы под ответственное содержание к Старухе Шапокляк за просроченные платежи, скажем, Крокодила Гены. Естественно, с последующим выставлением на аукцион для продажи.
Но если говорить серьезно, сам автор документа уверен, что арест домашнего кота или волнистого попугайчика может подстегнуть людей к новым необдуманным займам в попытке спасти своих любимцев. Олег Михеев объяснил, что "это не рыночная мера, а обычное психологическое давление, сопоставимое со взятием в заложники". "И чем острее кризис неплатежей из-за падения экономики, тем охотнее приставы могут применять такое давление", - заметил депутат.
В пояснительной записке к законопроекту сообщается, что сейчас в Гражданском кодексе прописано, кто не может "быть взысканным" с хозяев за долги. Это домашние животные: племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы.
Таким образом, главный аргумент сторонников новой депутатской инициативы таков: в последнее время нередки случаи, когда судебные приставы изымают у должников домашних любимцев, что сопоставимо с психологическим давлением на человека. При этом экономическая целесообразность таких мер нулевая и может довести человека до банкротства.
В качестве контраргументов оппоненты депутатской инициативы высказывают мысль, что судебные приставы-исполнители регулярно попадают в ситуации, когда им приходится разыскивать имущество должников по адресам их знакомых или дальних родственников. При этом им приходится сталкиваться порой не только с нежеланием должников отвечать на телефонные звонки приставов, но и вообще возвращать требуемые суммы.
Пока законопроект Олега Михеева был принят депутатами только в двух чтениях.
Крошек удалось отстоять
За примерами, когда за долги хозяев у них изымались домашние питомцы, далеко ходить не надо. У многих еще на слуху случай с жительницей города Кстово, которая задолжала торговой компании порядка 1,2 миллиона рублей. Дабы даме жизнь медом не казалась, или, выражаясь профессиональным языком службы, "для побуждения должницы к оплате задолженности" приставы арестовали у нее трех кошек породы донской сфинкс.
Сами приставы объяснили такую меру следующим образом. После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель Кстовского районного отдела принял меры для взыскания задолженности. Все имущество, находящееся в пользовании должницы, было оформлено договорами найма и совладения. В отношении самой владелицы элитных кошек было вынесено постановление об ограничении выезда за пределы РФ.
Судебный пристав наложил арест на имущество, принадлежащее должнице лично: мебель, предметы домашнего обихода, находящиеся в квартире, а также на ее домашних питомцев - кошечек Клариссу, Киру и Магнолию Кэт, которые после этого остались на ответственном хранении у своей хозяйки. Возмущенная таким шагом женщина обратилась в суд с заявлением, потребовав исключить своих любимиц из списка арестованного имущества, однако суд ей в этом отказал.
Но как сообщила "НН" и.о. начальника пресс-службы УФССП РФ по Нижегородской области Екатерина Пугачева, на этом кстовчанка не успокоилась. Она обратилась с иском в областной суд о прекращении исполнительного производства. И он, рассмотрев заявление, постановил удовлетворить его, прекратив при этом исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем Кстовского межрайонного отдела регионального УФССП России, о взыскании с нее задолженности в размере более 1,2 миллиона рублей. Также суд принял решение отменить и все меры принудительного исполнения. В том числе - арест имущества должника, освободив тем самым кошечек бывшей должницы от ареста…
Три лошади за скакуна
Были и другие случаи, когда, как, скажем, в одном из южных районов области, был наложен арест на стадо парнокопытных местного сельхозпредприятия, задолжавшего кредитной организации более 50 миллионов рублей. Животные были оставлены на ответственное хранение хозяйству до принятия судебного решения.
Или - на стадо страусов: тогда, кстати, его владелец быстро погасил свою задолженность.
А то и на породистых жеребцов. В 2011 году был случай, когда нижегородская фирма, занимающаяся разведением лошадей и виновная в гибели чужого скакуна, отказалась выплачивать по решению суда 30 миллионов рублей. В счет оплаты долга судебный пристав-исполнитель наложил арест на трех лошадей.
- В 2011 году в Нижнем Новгороде во время соревнований по конной выездке в результате несчастного случая погиб мерин Страдивариус, - сообщили "НН" в пресс-службе УФССП по Нижегородской области. - Организация-должник обеспечивала безопасность соревнований и размещение лошадей в безопасных условиях. Однако глубокой ночью конь, приобретенный за огромные деньги для участия в Олимпийских играх 2012 года, попал правой задней ногой в решетку денника и, пытаясь выбраться, порвал связки. В итоге от полученных травм он пал.
Последствия этого происшествия стали поводом для долгих судебных разбирательств. Хамовнический суд Москвы удовлетворил исковые требования владельца Страдивариуса - 30 миллионов рублей на возмещение ущерба и 60 тысяч рублей госпошлины.
Но нижегородская фирма не спешила выплачивать компенсацию. Поэтому судебным приставам пришлось описывать имущество и арестовать трех лошадей. Кроме того, директору вручили предупреждения по статьям УК РФ, карающим за "Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта". А также за "Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности". Таким образом, если бы гарант здоровья погибшего скакуна так и не расплатился бы с долгами, ему бы грозил как минимум крупный штраф. Поэтому не потребовалось много времени, чтобы вопрос был решен сторонами, что называется, полюбовно.
Люби, но плати
Комментируя предложенный депутатами законопроект, руководитель УФССП по Нижегородской области Игорь Корсаков так охарактеризовал существующую ситуацию.
- Я считаю, что животных надо арестовывать, - заявил Игорь Юрьевич. - Может, их не надо реализовывать, но это уже другая процедура. Сам арест не предполагает же обязательную продажу.
По словам главного судебного пристава региона, главная причина того, что арест животных необходим, - это может побудить владельцев вернуть долги.
- Арест - это мера, которая меняет сознание должника: ведь твоего любимца могут продать, и тогда ты потеряешь его навсегда. Но если животное очень ему дорого - пусть ищет компромисс с взыскателем, - отметил Игорь Корсаков, добавив, что схем урегулирования этой проблемы достаточно много. - Такие вопросы всегда легко решаются путем переговоров. Поймите, мы как исполнители судебных решений должны заставить арестом того же скакуна его владельца находить общий язык с взыскателем. Таким образом, если есть объект, который можно продать для погашения долгов, судебные приставы обязаны это сделать.
При этом глава УФССП по Нижегородской области добавил:
- Конечно же, всегда нужно быть людьми. Поверьте, никто из наших сотрудников не будет трогать собаку-поводыря, необходимую для жизни человека. А вот жеребца купить за баснословные деньги, имея при этом долги, - я думаю, взыскателю не особо интересна тесная связь между хозяином и животным, и его тоже можно и нужно понять.
Константин ШИШАРИН.