Пресловутый русский Север, дикие красоты которого способны ошарашить любого; край, чьи недра таят несметные сокровища и бросить вызов которому могут только самые отважные, самые лучшие. 16 апреля в общероссийский прокат выходит художественный фильм "Территория" Александра Мельника. Это полнометражная экранизация одноименного романа Олега Куваева, в свое время наделавшего немало шума и рассказывающего о важном историческом событии - открытии грандиозного месторождения золота на Чукотке.
Геологи в бородах гномов
Фильм снимался долго, почти четыре года, и на то были причины, первая из которых - финансовая. Режиссер сделал ставку на высококлассных актеров (Егор Бероев, Евгений Цыганов, Константин Лавроненко, Ксения Кутепова) и захватывающие натурные съемки. Герои появляются на фоне неземных, жестоких пейзажей плато Путорана, уверенно затмевающих самые экзотические виды Средиземья. Впечатляет и состав съемочной группы. - Картина снята на пленку, что само по себе круто, а в век засилья цифрового оборудования - тем более, - рассказывает Антон МЕЛЬНИК. - Мы возили пленку с Чукотки в Москву на проявку. Да, это было трудно, но с точки зрения художественного качества пленка непревзойденно лучше цифры.
Мы много снимали с вертолета. Над этим работала французская команда с уникальным оборудованием, которое использовалось на съемках большого количества известных блокбастеров, в частности, Спилберга. Композитором пригласили Туомаса Кантелинена: он писал музыку к "Монголу", "Охотникам за разумом", "Гераклу: Начало легенды". Художник по гриму Лиза Лоусон работала над большим количеством голливудских картин. Вообще в нашей картине очень много бородатых геологов. Кто-то отпускал растительность на лице, а кто-то на бороду не мог согласиться, потому что это означало годичное и более погружение в образ "Территории", так что приходилось бороды заказывать особо, и для нас их делала та же компания, которая поставляла бороды для "Хоббита".
Надоело играть ментов и бандитов
Константин БАЛАКИРЕВ, сыгравший в "Территории" роль шурфовщика Кефира, признается: актеры мечтают о возможности сняться в таком кино.
- Не мерзли ли вы на съемках?
- Условия для нас были организованы настолько тепличные, что мы от них просто бегали. Нас постоянно загоняли в тепло, а нам ведь надо было играть людей, которые проводят на морозе по много часов, и не раз приходилось объяснять ассистентам, что если я, играя проработавшего на морозе много часов шурфовщика, сейчас отогреюсь, то крупный план не получится - у меня глаз будет не тот.
Но, конечно, суровые условия иногда давали себя знать. Например, я начал работу с ролью с того, что утопил в горной речке свою каску, чем привел в шок художника по костюмам: запасная каска у нас была ровным счетом одна. В итоге я пристегивал ее к себе цепочкой и каждый день предъявлял реквизитору.
Во время съемок происходило много разных историй. Александр МЕЛЬНИК:
- Однажды мы снимали до четырех утра, очень устали, привязали оленей прямо на улице и ушли спать. Наутро оказалось, что оленей задрал огромный медведь, который, кстати, чувствовал себя абсолютным хозяином и неспешно завтракал, совершенно не обращал внимания на вертолет.
Каскадер-спортсмен, который должен был спускаться с горы вместо актера Жени Цыганова - его герой, согласно сценарию, ломает себе ноги, - сам сломал обе ноги, причем сломал их абсолютно по-дурацки, спрыгнув со скалы высотой в пару метров.
Когда мы снимали финал, в течение всего светового дня, целых четыре часа, мимо нас шло огромное, многотысячное стадо китов-белух, и это очень мешало съемкам, потому что Егор Бероев то и дело выбегал на берег снимать селфи на их фоне.
В прологе фильма главный герой бежит голышом за собачьей упряжкой, увозящей вещи и одежду. Это, кстати, реальная история, произошедшая с Олегом Куваевым и им самим описанная. Будучи молодым геологом, Олег Михайлович решил жить как истинный северянин и выменял на спирт меховой мешок и собачью упряжку. День бежит, ночью спит в мешке, а одежду бросает вымораживаться. И как-то забыл на ночь привязать сани... Несясь по леднику за собаками, он думал, что весь Певек будет рассказывать о нем истории, но, к счастью, собаки остановились…
- Насколько этот фильм актуален для современного зрителя?
Александр МЕЛЬНИК:
- Это, возможно, формат будущего. Нужно же было кому-то начинать! На протяжении двадцати последних лет мы привыкали к клиповой драматургии, бездумному созерцанию происходящего на экране, и стало приходить ощущение того, что надо делать по-другому. Фильм хорошо снят, в нем есть посыл, настроение, послевкусие, где есть над чем подумать и задать самому себе вопрос: кто мы, зачем мы здесь? Сорок лет назад Куваев в "Территории" сказал об обществе потребления - а ведь, между прочим, он о нас говорил.
Мария ФЕДОТОВА.
Кстати
Егор Бероев, сыгравший в "Территории" роль начальника поисковой партии Монголова, в перерывах между съемками самозабвенно ловил рыбу. Талантливый артист оказался еще и удачливым рыбаком, так что потом вся съемочная группа лакомилась хариусом.
Александр СУЧКОВ:"После перерыва сократили"
Но нижегородский актер все равно тепло вспоминает об участии в фильме "Территория"
В фильме "Территория" снялись и два нижегородских актера - Олег Шапков и Александр Сучков. С одним из них, артистом театра драмы Александром Сучковым, встретился корреспондент "НН", чтобы узнать, как проходили съемки и что нашему актеру запомнилось во время киноэкспедиции больше всего.
- Александр, как вы попали на картину, был ли кастинг?
- Мне позвонили и предложили попробоваться на одну из ролей в фильме "Территория". Я приехал в Москву, попробовался и был утвержден на роль майора. Роль хотя и была эпизодическая, но очень цельная и законченная. Правда, к моему большому сожалению, в процессе съемок был довольно большой перерыв, а потом, насколько я понимаю, бюджет картины урезали и съемочная группа была вынуждена по максимуму все сокращать. Срочно пришлось переписать сценарий, и многие эпизодические роли, в том числе и моя, сильно подсократили, так что в другую экспедицию, на Чукотку, я уже не попадал...
- Зато в первой экспедиции на плато Путорана под Норильском вы провели немало времени. Говорят, там очень красиво…
- Да, этот заповедник - обалденно красивейшее место! Все впечатления у меня связаны в основном с этим чудом природы. Это что-то невероятное, на словах передать невозможно, такое надо обязательно видеть! Там погода меняется по пять раз в сутки. Жили в палатках, на съемки летали на вертолетах. А еще там была потрясающая военно-полевая кухня: нас все время потчевали всяким-разным, даже тортиками кормили! А запоминающейся стала история, когда мы с Константином Лавроненко, который играл одного из главных героев - инженера Чинкова, прилетаем на вертолете на место происшествия. Этот эпизод вошел в фильм. Вертолетчик должен был посадить машину прямо на самый край каньона, и мы с Лавроненко - пойти к месту, где нашли останки одного из участников экспедиции. Так вот, высота этого каньона - под триста метров, а вертолет должен был приземлиться на небольшом пятачке, на самом краю этой пропасти…
Оксана ЗЕМСКАЯ.