Нижний Новгород стал предпоследним городом в волжском турне Российского национального оркестра. Великолепный коллектив выступил 12 мая в Кремлевском концертном зале. За дирижерским пультом стоял главный дирижер и художественный руководитель оркестра, народный артист России и лауреат государственных премий Михаил ПЛЕТНЕВ.
- Что вас ждет после волжского турне?
- Мы едем в Азию на месяц, на гастроли. Япония, Корея, Тайвань. Будем играть: не помню что. Они постоянно одно и то же хотят: в первом отделении - Пятую симфонию Чайковского, во втором - Первый концерт Рахманинова. А мы им - Дворжака, Шостаковича: - Для многих вы прежде всего победитель Шестого конкурса имени Чайковского. Как вы относитесь к исполнительским конкурсам?
- Молодежь любит состязаться. Пусть состязается! Судейство - да, бывает необъективным.
Если разница между исполнителями плюс минус пять процентов, возможно отдать победу тому, кому "нужно". Но талант видно, его не "зажмешь".
- Читаете ли вы музыкальную критику? Как к ней относитесь?
- Мне не забыть слов моего учителя, Якова Владимировича Флиера. Он говорил о некоем критике так: "Мы с ним вместе учились, он ни к чему не был способен, и, пока я получал премии на конкурсах, его с трудом перетаскивали с курса на курс, а потом он устроился в газету и стал учить меня, как я должен играть на фортепиано".
- Вы пианист, композитор, дирижер. Как насчет педагогической стези?
- О, да. Иногда задумываюсь, кому бы отдать то, что знаю. А знаю я немало. Видимо, мой ученик еще не пришел.
- Пианист?
- Ученик. С большой буквы. Мамы-папы приводят, но это все не то. Сам должен прийти.
- Почему вы не любите исполнять современную музыку?
- Неинтересно. В двадцатом веке было всего два композитора, если не считать Рахманинова, - Прокофьев и Шостакович.
Есть и было много прочих композиторов, среди них встречаются вполне приличные. Есть неплохие. Но многие - так себе. Ненавижу авангардную режиссуру. Есть вещи, святые для музыканта, и нельзя, как Моськи, облаивать шедевры... Музыка чудесная, а на сцене происходит такое, что хочется туда бомбу бросить. Режиссеры "воплощают свои идеи", "читают по-новому". Поставили недавно "Риголетто" Верди - действие происходит на планете обезьян! Риголетто - обезьяна, Джильда - обезьяна, все обезьяны, территорию делят. А при этом звучит музыка Верди. Мерзавцы, негодяи...
- В Нижнем Новгороде такого, к счастью, нет.
- Будет, - убежденно произнес Михаил Васильевич и поспешил на репетицию.
- В каждом турне вы предлагаете слушателям что-то новое?
- А мы должны одно и то же играть? Да, такие оркестры есть, но мы к ним не относимся. Конечно же, мы играем в программе турне нечто новое, например редко исполняемую Шестую симфонию Глазунова. Вы ее не услышите. Но тем не менее новое будет и для вас. Не играют же в Нижнем Новгороде каждый день "Битву гуннов" или "Плач о героях". Лист - потрясающий оркестровый композитор, недооцененный. Из него "вышел" Вагнер. Еще прозвучит мой альтовый концерт. Он был написан для того, чтобы продемонстрировать все возможности альта и посвящен Юре Башмету. Он его играл первым. Обратите внимание на альтиста: Александр Акимов - это музыкант с большим будущим! * * * Альтовый концерт Михаила Плетнева оказался эталонноклассическим циклом - с драматической первой частью, проникновенно-лирической второй, острохарактерным скерцо и неоднозначным финалом. Музыкальный язык опирался на богатые традиции русской школы, от романтизма до Шостаковича, и вместе с тем был вполне "современным". Альтист звучал и впрямь очень необычно, интересно, звук лился свободно и невероятно красиво.
Последовавшие затем симфонические поэмы продемонстрировали все достоинства оркестрового письма Листа - мощного, полноцветного и богатого тембровыми красотами.
Мария ФЕДОТОВА.