У моей знакомой смертельно болела мама. О несчастье я узнала, только когда меня позвали на похороны. Оказалось, родные долгое время скрепя сердце заботливо ухаживали за умирающей и делили с ней все, что связано со страшной болезнью. Хоронили женщину в закрытом гробу, а моя знакомая, покрытая черным платком, смотрела сквозь людей и не плакала: видно, не было уже ни сил, ни слез: В некоторых российских СМИ сейчас активно обсуждается вопрос легализации эвтаназии в России. Одни говорят, что есть случаи, когда добровольный уход из жизни необходим, так как это единственный способ облегчить страдания неизлечимо больного человека, другие - что принятие закона вызовет лавину "милосердных поступков" во имя как можно более скорого улучшения жилищных условий для родственников умирающего.
Зерно истины есть в любой из точек зрения, иначе полемика вокруг этой проблемы не была бы такой ярой и продолжительной (споры, конечно, начались задолго до публикации о готовящемся законопроекте). И все-таки я думаю, что моя знакомая до последней минуты заботилась о маме не оттого, что "волшебный укол" в России пока незаконен.
Все дело в том, что у каждого из нас есть люди, которых мы любим, и мы хотим, чтобы они были рядом с нами как можно дольше.
Другой разговор о них самих: о тех, кто болен и страдает, а в большей степени о тех, кто никогда не скажет о своем решении, потому что потерял возможность не только говорить, но и реагировать на что-либо.
Не велика ли ответственность - выбирать, доживать им свой век подключенными к специальным аппаратам или ускорить уход в мир иной? У меня, например, возникает вопрос: как узнать, есть ли еще в человеке сознание, чувствует ли он что-нибудь, желает ли добровольно уйти из жизни?
Наконец, вспоминается один фильм. Он повествует о враче-онкологе, который узнает о том, что неизлечимо болен. Прочувствовав всю безысходность своего положения, он решает "сделать доброе дело" и помочь умирающему пациенту и его отчаявшейся матери.
Получив две летальные дозы обезболивающего, она убивает себя и сына.
"Как же так, - укоряет врача его коллега, - вы же давали клятву Гиппократа: "Я дам никому просимого у меня смертельного лекарства"...
"И что вы мне теперь сделаете?" - отвечает умирающий врач.
Значит ли это, что только безнадежно больные люди могут справедливо решить, узаконить ли эвтаназию?
Ответить сложно: во-первых, даже они не сходятся во мнениях. Кто- умоляет доктора избавить от мучений, а кто-то всех сил старается жить можно дольше. А во-вторых, даже принимая все доводы пациентов "за эвтаназию", готова ли наша страна к принятию такого закона?
Анна ШУВЕРОВА.
Статистика
На студенческом сайте ННГУ "Студенческий городок" мы обнаружили любопытное голосование на тему "Эвтаназия в России".
Вот что думают о проблеме нижегородские студенты: 31 из 45 (69 процентов) одобряют "убийство из милосердия".
Почти две трети проголосовавших "за" считают эвтаназию помощью тяжелобольным, еще для трети вопрос решает просьба страдающего человека.
31 из 37 (84 процента) считают необходимым государственное регулирование эвтаназии и создание четкой нормативной базы.
А когда речь зашла о легализации эвтаназии в России, мнения поделились почти поровну: 21 "за", 17 "против".
О чем спор
Председатель комитета по социальной политике Совета Федерации Валентина Петренко в интервью одной из федеральных газет рассказала об инициативе создания законопроекта, разрешающего в России эвтаназию (введение неизлечимо больному повышенную дозу обезболивающего, в результате чего человек безболезненно умирает). По задумке сенатора, закон должен действовать только в исключительных случаях.
Заявление больного, по словам Петренко, рассматривается течение двух месяцев, за это время совет, состоящий из медиков, представителей прокуратуры и адвокатов, должен изучить историю болезни и проверить, не принято ли решение о добровольном уходе из жизни под чьим-нибудь влиянием.
М Н Е Н И Я
Владимир ТРОШИН, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии, медицинской генетики Нижегородской государственной медицинской академии:
- Эвтаназию разрешат в России только тогда, когда будет очень высокая культура населения и высокая культура медицины.
Брать ответственность за прекращение жизни очень сложно, и мы пока еще для этого не созрели ни в научном, ни в этическом плане. Но я уверен, что со временем у нас будет внедряться "пассивная" эвтаназия (отключение от аппаратов искусственного кровообращения или дыхания, поддерживающих жизнь человека). Пока же в случаях, когда больной просит ускорить свой конец, врачи на такое не идут.
Отец Андрей КУРАЕВ, профессор Московской духовной академии:
- Мое отношение к эвтаназии отрицательное.
Если допустить законодательную лазейку, то боюсь, что в нашей стране с нерешенным "квартирным вопросом" деточки смогут "ненавязчиво" убедить своих "предков" освободить жилплощадь. В Западной Европе совсем другая культура, там от стариков избавляются иначе: сдают в шикарные интернаты, о которых можно только мечтать. Так что у них дети не стремятся окончательно решить "стариковский вопрос".
Во многих наших семьях такой зуд есть, а если еще и подсказать, как это можно делать, то наши кладбища стремительно расширятся.
Александр ПРУДНИК, старший научный сотрудник института социологии РАН:
- Принятие этого закона в современном западном обществе, в том числе и в российском, вполне возможно. Пройдет, конечно, не один и не два года, но в ближайшее время общественное мнение подготовится к тому, чтобы принять и признать эвтаназию.
Другой вопрос, как это отразится на европейском этносе. Эвтаназия - типичный пример так называемой "культуры смерти", это отражение установки современных европейских народов на самоуничтожение, так же как и резкое снижение ценности семьи или сокращение уровня рождаемости.
И каждый из этих факторов ведет к одному и тому же: к исчезновению того народа, для которого данные ценности становятся доминирующими.