Контрольные цифры по приему в вузы на 2007 год обнародуют со дня на день, а пока "на иголках" сидят не только работники приемных комиссий и ректоратов, но и сами поступающие.
Какую специальность выбрать, где конкурс будет меньше и где учиться дешевле? Одно ясно наверняка: Министерство образования РФ меняет приоритеты. "Убавляют" бюджетные места в вузах и на факультетах гуманитарной направленности и "восполняют" их техническими специальностями. Станет ли стране легче от обилия летчиков и железнодорожников? И кто будет учить будущих абитуриентов?
Целая "бадья дегтя-2007" заключается в том, что в министерстве решили сократить количество бюджетных мест в педагогических университетах страны. Андрей Фурсенко так и сказал в апреле: "Зачем мы будем тратить деньги на подготовку специалистов, которые не идут работать по специальности?" С одной стороны, это верно: из всех "педовских" выпускников в школах работают в среднем не более десяти процентов, да и те, не выдержав нагрузки, уходят, скажем, в коммерцию.
НО: не задумывались ли в Минобрнауки о том, что студенты плюются от перспективы стать учителем потому, что, во-первых, зарплата в этой сфере едва поспевает за прожиточным минимумом и, во-вторых, нагрузка в три раза больше положенного? Альтруизм у молодежи не в моде.
Москвичи, например, уже подсчитали: через пять-шесть лет в столице наступит настоящий "преподавательский" кризис.
Остается надеяться, что Нижегородская область с нашими показателями по учителям пенсионного возраста (16 процентов - не так критично, говорят специалисты областного департамента образования) судьбу Белокаменной не повторит.
Официально
Виктор ГЛУЗДОВ, ректор Нижегородского государственного педагогического университета
- Из нашего вуза в систему образования возвращается в среднем 60 - 65 процентов выпускников. А по целевому набору возвращаемость еще выше - примерно 90 процентов. Причем в систему образования выпускники не идут не из-за качества подготовки, а по социальным причинам. Представьте себе: молодой человек завел семью, и ему предлагают 2 - 3 тысячи рублей. А у него есть возможность работать в банках, системах управления (с его-то образованием и умением работать в системе "человек-человек"!). Ну разве он пойдет в школу?
Как же нам теперь относиться к сокращению бюджетных мест? Нас уже предупредили, что в 2007 году в НГПУ их станет меньше на восемь процентов. У нас прием около 650 человек, и, значит, примерно 50 человек мы в этом году недосчитаемся.
Да, говорят, "демографическая яма". Но если сокращается количество учащихся, то количество учителей сокращать нельзя ни в коем случае: пусть лучше на одного преподавателя приходится не 25 учеников, а 15. Это гарантия того, что повысится качество образования школьников. А значит, повысится и уровень подготовки абитуриентов в классическом, медицинском, техническом и прочих вузах.
Хочу напомнить, что в конце XIX века жил такой профессор Константин Петрович Победоносцев. Это человек, "пробивший" государственную программу, по которой в России за 20 лет было открыто 50 тысяч сельских начальных школ! Тогда люди понимали, что нужно массовое образование. Если его не будет, в целом общество останется неграмотным и вперед в своем развитии не сдвинется. А для 50 тысяч начальных школ нужна была масса учителей, поэтому тогда же по всей стране открывались и так называемые "учительские институты".
Кстати, и наш вуз в 1911 году был открыт как отзыв на эту проблему. А целесообразность программы подтвердила сама история: в начале XX века Россия сделала большой рывок в экономическом плане.
Сейчас цепочку "учитель- ученик-абитуриент- специалист" в России, к сожалению, никто в перспективе не рассматривает.
Ведь если мы сегодня вложим деньги в педагогическое образование, отдача будет только через долгих 15 лет. Но объективно сокращение количества бюджетных мест в педагогических университетах на развитие нашей страны не "играет".
Оно решает сиюминутные проблемы, такие как сокращение финансовых расходов на образование.
Анна ШУВЕРОВА.
Ц И Ф Р Ы
На коллегии Федерального агентства по образованию, прошедшей 24 апреля 2007 года, были озвучены общие цифры приема на 2007 год: - учреждения начального профессионального образования - 76 892 чел.
- учреждения среднего профессионального образования - 254 815 чел.
- учреждения высшего профессионального образование - 408 954 чел.
- послевузовское профессиональное образование: аспирантура -17 320 чел., докторантура - 1060 чел., интернатура - 750 чел., ординатура - 650 чел., иностранных граждан и соотечественников за рубежом - 6044 чел.
К С Т А Т И
В Нижегородской области существует областная целевая программа социально-экономической поддержки специалистов, работающих в учреждениях образования и здравоохранения, на 2006 - 2020 годы. В 2006 году в ней приняли участие 364 педагога, не побоявшихся как минимум на десять лет пойти работать в сельские и городские школы, где не хватает преподавателей (в основном английского языка, ОБЖ, физики). 269 из них получили ключи от нового жилья стоимостью более 700 тысяч рублей, а 317 - приобрели автомашины ВАЗ-2107. На очереди - следующие выпускники, еще почти 300 специалистов- педагогов. Однако, во-первых, пока не ясно, с какой стороны себя покажет новоиспеченный учитель, а во-вторых, инициатива областных чиновников против бездействия федеральных, к сожалению, что капля воды в знойный день: