Музыку к незатейливой песенке "У кошки четыре ноги" из кинофильма "Республика ШКИД" написал очень серьезный композитор, которого сейчас называют живым классиком. Это Сергей Слонимский.
2007 год для него юбилейный: летом Сергею Михайловичу исполнится 75. Разговор с ним начался с напоминания о том, что в одном из своих интервью композитор сказал, что именно классическая музыка могла бы стать одним из национальных приоритетов, но, к сожалению, не стала.
- Должного понимания того, что люди, которые увлекаются серьезной музыкой, это те самые граждане, которые нужны стране, как не было, так и нет. А жаль. Они заняты серьезным делом и никогда не станут ни бандитами, ни лохотронщиками. Их невозможно будет купить, а значит, и сделать жуликами. Это очень важно. И это, к сожалению, недооценивается.
Денег, конечно, на культуру отпускается мало. Вот и не ставятся новые оперы: театрам оперы невыгодны - очень большая и дорогостоящая работа. Да еще после премьеры обязательно обругают гламурные журналисты, объединенные в тусовку: Конечно, для молодых музыкантов желательно создать обстановку большего внимания.
Кое-что делается в этом направлении и в Санкт-Петербурге, и на федеральном уровне. Но чем больше будет делаться, тем лучше.
- Сергей Михайлович, что у композитора Слонимского на рабочем столе в преддверии его знаменательной даты?
- Я как раз закончил оперу "Антигона" по Софоклу. И еще совсем недавно - 14-ю Симфонию, которую посвятил памяти своего старшего друга - композитора Люциана Пригожина.
- Правда ли, что Сергей Слонимский мог бы жить только в одном городе - в Петербурге?
- Я Обломов по натуре. Ездить не люблю. Я никогда не был в Америке, хотя там довольно много играют моей музыки.
Я вообще очень мало где бывал. По одному разу в Италии, Болгарии, Израиле, два раза в Польше и по три - в Чехословакии и Германии. Все! И ни в одной из перечисленных стран я бы жить не смог.
- В Петербурге у вас было и есть замечательное окружение: - Я очень хорошо помню Зощенко, он был другом нашей семьи. Это был очень серьезный, вдумчивый человек, он никогда не трепался, не хохмил. А Евгений Шварц был такой добрый волшебник. Я ему по просьбе родителей сыграл свои песенки из "Красной Шапочки". Видимо, ему понравилось, потому что он меня тепло вспоминает в своей "Телефонной книге". Я заметил, что многие литераторы, особенно поэты, нервно относятся к той музыке, где начинают работать их профессиональные чувства. Они любят музыку без слов.
- Это все люди из вашего детства, юности. А друзья?
- Из художников это Михаил Шемякин, из артистов - Игорь Дмитриев, из поэтов - Евгений Рейн. Год от года крепнет дружба с поэтом Александром Кушнером, с бардом Александром Городницким. Я пишу музыку на их стихи.
Иосиф Бродский был добрым знакомым. Его ведь арестовали по дороге ко мне в гости. А потом, когда он уже стал Нобелевским лауреатом, именно я посоветовал Анатолию Собчаку сделать Бродского почетным гражданином Петербурга.
В тот же день, когда меня чуть не выгнали из консерватории, я на улице встретил Бродского.
Иосиф сказал: "А я уезжаю в Штаты. Поехали вместе. Я знаю, что у тебя неприятности". Я отказался. И сказал как раз, что не могу жить нигде, кроме Питера.
- В советское время ваши оперы запрещались из-за "нехорошего" идейного содержания, но они все-таки дошли до слушателя.
Согласны ли вы со знаменитой фразой Булгакова: "Рукописи не горят"?
- Горят, горят! Могут сгореть в любой момент. Потому что музыка так же тленна, как и человек.
Беседовал Владимир ЖЕЛТОВ.
С П Р А В К А
Сергей Слонимский - автор 14 симфоний, балетов "Икар" и "Волшебный орех", опер "Виринея", "Мастер и Маргарита", "Мария Стюарт", "Гамлет", "Видения Иоанна Грозного", "Король Лир", хоровых и камерных сочинений, бытовых песен, музыки к фильмам и спектаклям (среди них - "Республика ШКИД", "Интервенция").