1. Все-таки удивительны наши информационные потоки, информационные каналы. Главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков рассказывает такую историю. Состоялась встреча президента В.В.Путина с творческой интеллигенцией в рамках 100-летия академика Д.С.Лихачева.
На встрече присутствовали журналисты, около 20 телекамер. Было сказано кое-что по поводу конфликта СТД и Александра Калягина с питерским домом ветеранов сцены. Но в основном говорили на две темы: о состоянии сегодняшнего телевидения и о главном. Причем это главное озвучил сам президент, произнеся монолог о необходимости строительства русского мира, о необходимости консолидации людей вокруг русского языка и русской культуры. После встречи, воодушевленный словами президента, Поляков бросился срочно писать для "ЛГ" отчет под заголовком "Мы русский мир построим" и стал с жадностью ловить, что о встрече с В.В.Путиным расскажут, напишут, передадут другие ее участники и присутствовавшие, в первую очередь журналисты. А: нечего оказалось ловить. В лучшем случае констатировался факт самой встречи, а во всех остальных - "перепевали" реплики вокруг истории с домом ветеранов сцены. Это, видимо, показалось "бойцам СМИ" самым интересным для их читателей и зрителей. Но если такая искаженная информационная "картинка" существует даже вокруг президента, то что же говорить обо всем другом?
2. Случился замечательный факт - протоиерей Александр Соколов, настоятель церкви в честь Сретения Господня в Балахне, написал и составил книгу под очень длинным названием, но все-таки приведу его полностью: "Святый благоверный великий князь Георгий II Всеволодович Владимирский - основатель Нижнего Новгорода: некая попытка обобщения ряда ранее изданных публикаций". Книжка просто превосходная, в том числе и по качеству издания (отпечатана на мелованной бумаге с прекрасным приложением известного нижегородского книгоиздателя и фотографа Александра Рябова "Иконография Георгия Всеволодовича"). Восхищает книга тем, что пером священника водила самая искренняя любовь к родному пепелищу, отеческим гробам и одному из святых русского пантеона. Между прочим, книгу эту (тираж ее шесть тысяч экземпляров) решено было бесплатно раздать всем интересующимся историей и судьбой Георгия Всеволодовича. По нашим временам только найти для этого материальные средства - уже поступок. Не говоря о том, что в книге оказался собранным и откомментированным интереснейший материал. А теперь сознайтесь: слышали ли вы что-нибудь об этой книге и ее составителе? А по своему ответу и судите, чем и как переполнены наши информационные потоки.
3. Еще в сентябре прошлого года областная студия ННТВ показала фильм режиссера Альберта Мардашева "Братья до крови" - теперь уже телевизионное документальное исследование истории Георгия Всеволодовича и его братьев. В Нижнем лента прошла почти незаметно, и вдруг совсем недавно Мардашев вернулся из Сочи, с регионального конкурса ТЭФИ, с двумя статуэтками "Орфея", с победой в двух номинациях - "Просветительская программа" и "Режиссер телефильма". Без сомнения, "Братья до крови" покорили жюри, но скажу больше: очарованными этим фильмом остаются все, кто его видел.
Этому много причин. Альберт Мардашев - режиссер скрупулезной, ювелирной "отточки" монтажных "кардиограмм": каждый эпизод, каждый "стык" со следующим он проверяет и взвешивает на весах вкуса, ритма, эмоциональносодержательной наполненности. В этом режиссеру немало помогает оператор Владимир Иванов. Года три работы над фильмом (кажется, и замысел его менялся не раз), съемки в Нижнем, Арзамасе, Москве, Владимире, Рязани, Суздале, Ярославской области, несколько историков и архивистов, ставших участниками картины, специально подготовленные художникамикерамистами скульптурные изображения русских князей и татарских воинов, мечи, шлемы, кольчуги, бои в максимально приближенных к подлинным видеокартинках - вот нынешний список продемонстрированного авторами в "Братьях до крови".
4. Жанр картины - историческое журналистское расследование. И то, что жанр именно этот, самая большая удача фильма А. Мардашева. О XIII веке, о нашествии Батыя на Русь известно не очень много. Белых пятен, особенно в биографии основателя Нижнего Новгорода, миллион, а одни и те же факты можно интерпретировать прямо противоположно. Создатели "Братьев до крови" справедливо и мудро удержались от формирования четко очерченной версии совершенного Георгием Всеволодовичем. Спектр мнений историков, догадки о том, что кто-то способствовал татарам и, по образному определению Юрия Адрианова, "выдал броды", выдал своих, - это исследовательский материал. Он может быть. Как и слова журналиста из Мышкина Владимира Гречухина о ратном, гражданском подвиге Георгия Всеволодовича, как с неоглядной любовью написанные о нем же строки священника Александра Соколова. Вместо законченной версии показать и дать почувствовать, как непросто бывает пробиться к исторической истине, это, наверное, справедливо и привлекательно.
5. И все-таки есть один мощный довод за то, что в поступках князей-братьев было что-то нечисто. Жаль, что его Мардашев не вспомнил. Кого знает и чтит народная память из эпохи Батыева нашествия? О сыновьях Всеволода песен не сложили. А вот о воине Евпатии Коловрате и почти через 700 лет слух на земле русской живет. Не с тех ли времен было сказано: на правду нет слов, сама высказывается. Досье собирал Александр ПАВЛОВИЧ.