Продавщицы мороженого с пластиковыми контейнерами-холодильниками, разносчики прессы с толстой сумкой на ремне в прежние годы часто ходили по нижегородским электричкам. В 90-е годы их было - раз-два и обчелся. Дачники и жители пригорода каждого из них знали если не по имени, то в лицо уж точно. А потом в электричках начался торговый бум. По вагонам ходили десятки продавцов. Расширился и ассортимент предлагаемых товаров: "бродячая торговля" предлагает носки, хозяйственные сумки, овощерезки, удобрения, батарейки, фонарики, носовые платки… Порой в одном вагоне оказывались одновременно два-три продавца. Забавно было наблюдать за тем, как они стараются перекричать друг друга. Встречаются торговцы-ездуны и сейчас. Только вот в скором времени путь в электрички им будет заказан.
Сначала фото, потом пинка
В поездах пригородного сообщения хотят ввести полный запрет на торговлю. Работникам пригородных пассажирских компаний дадут право выставлять из электричек торгующих "бродяг". Столичный департамент транспорта разрабатывает проект изменений в ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" и приказ Минтранса № 473 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа железнодорожным транспортом", который уже осенью направит в Министерство транспорта.
Железнодорожники получат фото- и видеоустройства, чтобы зафиксировать факт торговли в поезде. Пара снимков - и можно выдворять из состава непрошеного гостя. А фото- и видеоматериалы затем лягут на стол сотрудникам правоохранительных органов.
Вначале департамент транспорта планировал составить список товаров, разрешенных для розничной продажи в электричках. Однако эту меру посчитали малоэффективной: ведь пассажиров все равно будут беспокоить. Особенно в часы пик, когда пригородные составы и так битком набиты. Сейчас речь идет о полном запрете на торговлю в электричках. Хотя бы потому, что товар, которым торгуют в электричках, далеко не всегда качественный, не все продукты свежие, а у продавцов есть медкнижка.
Правда, пассажирам не стоит отчаиваться. Купить продукты по-прежнему можно будет в привокзальных магазинах и торговых точках, к тому же сейчас чуть ли не на каждом мало-мальски крупном вокзале есть кафе и аппараты с напитками и фастфудом, находящиеся на легальном положении.
Выдворять надо умеючи
Кстати, по оценкам экспертов, 90 процентов торговли в электричках носит нелегальный характер. Даже сейчас поймать таких продавцов за руку крайне сложно: они в любой момент могут прикинуться простыми пассажирами. Да и выставить их могут только сотрудники полиции, которых в каждый рейс не поставишь. Потому столичные власти настаивают на передаче функций по выдворению нелегальных торговцев самой компании-перевозчику.
Напомним, что сейчас торговля в электропоездах пригородного сообщения законодательством не регулируется. Вообще же штраф за торговлю "вне специально отведенных для этого мест" для физических лиц составляет до 5 тыс., для должностных - до 10 тыс., для юридических - до 200 тыс. рублей. Если нарушение совершается повторно, штрафы для юрлиц вырастают в разы. Однако напрямую он "электрических" продавцов никак не касается.
В Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) - основной оператор подмосковных электричек - выступают исключительно за легальную торговлю, но только в поездах-экспрессах. Причем разрешение на это есть только у одной-единственной компании. По составам бродят с полсотни продавцов, которые снабжают желающих напитками, сладостями, орехами и чипсами, а также бытовыми мелочами (ручки, карандаши, фонарики). Так повелось с прошлого лета. Однако жалобы на нелегальных продавцов продолжают поступать. Но сама компания не в силах что-либо изменить: полномочий гнать их взашей из пригородных поездов у нее нет. А сотрудники транспортной полиции не всегда оказываются поблизости.
В печенках сэндвичи сидят
Однако у новшества есть как сторонники, так и противники. Так, ряд экспертов опасается, что полный запрет на торговлю в электричках лишь увеличит число нелегальных предпринимателей. К тому же полноценной альтернативы у транспортной торговли сейчас нет: автоматы с сэндвичами и кока-колой и кафе на полустанке - отнюдь не заменитель. А с ростом количества продавцов-нелегалов появится и коррупционная составляющая.
- На практике нелегальный бизнес обычно вытесняют за счет предоставления легальных услуг. Эффективность процесса по борьбе с несанкционной торговлей в разы повышается, когда есть конкуренция с легальными товарами, в качестве которых потребители не сомневаются, - считает Константин Трофименко, директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов при ВШЭ.
Есть и эксперты, считающие, что полностью запрещать торговлю "на рельсах" все же нельзя. А вот упорядочить список предлагаемых товаров стоит. Его нужно ограничить лишь прохладительными напитками и газетами. При этом ловить продавцов-нелегалов должны все же транспортные полицейские: им и карты в руки. Нужно просто увеличить их штат.
Вместе с тем большинство специалистов все же поддерживают инициативу. Хотя бы потому, что она стала ответной реакцией на жалобы самих же пассажиров. Ездить без снующих туда-сюда по вагонам продавцов будет много приятней. К тому же в случае возникновения нештатных ситуаций торговцы со своими сумками и тележками могут заблокировать проходы и мешать эвакуации пассажиров. А продавца с тележкой можно заменить, например, на вендинговые автоматы в первом и последнем вагонах.
Нелегалов - легализовать
А теперь несколько слов о нижегородских реалиях. У нас пассажирам не стоит "вестись" на слова продавцов: "Вас приветствует транспортная торговая организация". На Нижегородской земле все поездные распространители на пригородных маршрутах - вне закона.
- Для осуществления перевозок пассажиров ОАО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" арендует железнодорожный подвижной состав у ОАО "РЖД". Собственного подвижного состава ОАО "ВВППК" не имеет, - отмечает Владимир Парамонов, начальник отдела по работе с субъектами РФ ОАО "ВВППК". - Согласно руководящим документам ОАО "РЖД" - владельца подвижного состава - транспортная торговля в пригородных поездах запрещена. Поэтому если транспортная торговля будет запрещена нормативным правовым актом, принципиально ничего не изменится.
На полигоне обслуживания ВВППК, в отличие от столичного региона, транспортная торговля представлена лишь единичными случаями, отмечает он. Встречается она в основном на участках от Нижнего до Семенова, Гороховца и Заволжья. И все же вопросы есть. Так, за 5 месяцев текущего года в адрес ВВППК поступило две жалобы от одного пассажира на то, что на участке Нижний Новгород - Семенов транспортные торговцы нарушают спокойствие пассажиров.
- Применение к несанкционированным торговцам административных мер воздействия - прерогатива правоохранительных органов, - продолжает Владимир Парамонов. - Работники ОАО "ВВППК" обращают внимание нелегальных торговцев на недопустимость их деятельности, привлекают сотрудников транспортной полиции (при их наличии в пригородном поезде). Однако никаких административных мер принимать не имеют права. Удалять из поезда пассажиров, имеющих проездной документ, но при этом занимающихся нелегальной торговлей, они не уполномочены.
Сейчас руководство нижегородской компании-перевозчика считает целесообразным, напротив, транспортную торговлю легализовать. Однако при этом перечень поездов, в которых она будет осуществляться, и товарный ассортимент должны непременно согласовываться с ВВППК.
Ольга АБРАМОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.