Дед Жара

В природе искусственное создание причудливых картин можно наблюдать лишь в минерале виллемит. Внутри этого камня постепенно выкристаллизовываются удивительные рисунки, похожие на васильки, незабудки или другие затейливые очертания .
А гончар Сергей Зарубин научился выводить такие узоры в своей мастерской на поверхности глиняных глазурованных изделий с помощью высоких температур в обжигальной печи. В нашей области этого никто не умеет. Вот и прозвали образно мастера - Дед Жара, памятуя о сказочном Деде Морозе, выводящем зимние узоры на окнах .
Богородск издавна славился гончарным мастерством. В позапрошлом веке мастерских по выделке дешевой посуды из глины тут было около двухсот
Близ Англии в прошлом веке подняли затонувший корабль, и среди сохранившихся вещей была обнаружена: "посуда с клеймом села Богородского".
Ныне известный не только в Нижегородской области, но и далеко за ее пределами гончар Сергей Зарубин специально профессию не выбирал. После школы, когда пришла пора работать, устроился учеником на гончарный участок Богородского леспромхоза. Здесь ему повезло с учителями - Василием Дмитриевичем Галяром и Виктором Ильичем Стешовым. Оказались они одними из последних умельцев, владеющих секретами старых гончаров. Конечно, не боги горшки обжигают, но и не каждому дано вылепить из глины даже простую чашку, не говоря уже о вазах, подсвечниках, бутылках для дорогого вина .
Да и название профессии не зря составлено из слов "горн" и "чары": считалось, что настоящий мастер должен очаровывать своими изделиями .
Стариковская наука пошла юноше на пользу, он научился не только лепить стандартные поделки, но и разрабатывать новые формы глиняных изделий. И неудивительно, что после службы в армии вернулся в мастерскую. Когда в 1991 году прекратилось финансирование участка в леспромхозе, Сергей подался в крановщики .
Но как только появилась возможность снова заняться любимым делом, устроился гончаром - на этот раз в Нижегородский пригородный совхоз "Цветы", пусть и на меньшую зарплату. Жил в совхозном общежитии, лепил декоративные цветочные вазы, а свободное время использовал для творческого поиска. А на родину вернулся, когда в Богородске появилась реальная возможность организовать свою мастерскую .
Назвал ее "Горшеня", объединил вокруг себя учеников и стал преподавать лепку и основы гончарного искусства в художественной школе.
Не без активного участия Сергея Валерьевича в городе в 2000 году появился Дом ремесел, под который администрация выделила просторный второй этаж бывшего купеческого дома в центре Богородска. Здесь хватило места для мастерской с тремя кругами-станками, помещения для обжига, выставочного зала и уникального музея керамики, в котором представлены лучшие работы местных мастеров. А Богородск стал единственным в России городом, где ежегодно проводятся фестивали гончарного ремесла .
Сергей Зарубин в совершенстве освоил покрытие глазурью с помощью специальных добавок в глину и особого режима обжига, а теперь увлекся выпуском красочных поделок в технике кристаллической глазури, которая прежде в нашей области вообще не применялась .
Вычитал о ней в специальном немецком журнале, узнав о свойстве минерала виллемита образовывать небольшие кристаллические рисунки. После бесчисленных проб и ошибок Зарубин создал свою технологию получения таких же удивительных узоров на глазурованной поверхности. И кристаллы у него получились даже крупнее раза в два-три, чем в природном минерале. Для этого пришлось самому конструировать специальную печь и прибор, с помощью которого можно контролировать точность высокой температуры обжига .
Кстати, Деду Жаре всего 39 лет. И в конце июня он ждет гостей "со всех волостей" на очередной, восьмой по счету гончарный фестиваль, приуроченный к празднованию Дня города .
Георгий СПИРИДОНОВ

Следите за нашими новостями в удобном формате