Небольшой макет самолета АНТ-25 (на фото) в обновленной экспозиции мемориального музея Валерия Чкалова на его родине с надписью на фюзеляже "Подарок В.П.Чкалову от рабочих г. Павлово" не без изюминки. Собран из восьми ножей, с 74 лезвиями, в том числе и в пропеллере. Сделал его в те далекие годы мастер Константин Иванович Кулагин .
Чкалову, вероятно, так и не довелось его увидеть - вскоре он погиб.А самолетик остался .На крыльях - маршрут перелета. Сохранилась и его точная копия - в Павловском историческом музее .
По форме и цвету они удивительно соответствуют оригиналу, на котором тройка русских летчиков с 19 по 21 июня 1937 года и совершила беспосадочный полет
Гул его слышали на первой советской дрейфующей станции "СП-1", в составе экспедиции которой был и радист Евгений Федоров. В детские и юношеские годы он жил в Нижнем Новгороде и учился в опытно-показательной школе, располагавшейся в здании нынешнего педагогического университета на улице Ульянова,1
Еще несколько совпадений .
В обеспечение перелета Чкалова, Байдукова и Белякова была установлена приемная пеленгаторная станция 54 - ПД. Она принимала сигналы радиомаяков и позволяла корректировать курс полета. И станция, и маяки были разработаны на Центральной военно-индустриальной радиолаборатории (ЦВИРЛ). Ныне это нижегородский завод имени Фрунзе. Главный конструктор Горшков и инженер Прахов дежурили во время перелета на острове святого Рудольфа в архипелаге Земля Франца Иосифа и не позволили чкаловскому экипажу заблудиться в условиях сильной облачности .
Экспонатов в музее тысячи, и о каждом можно рассказать немало интересного. Но есть материалы, посвященные жизни Чкалова и в других нижегородских музеях. Завод "Сокол" также гордится своей причастностью к личности великого летчика. В тридцатые годы Валерий Чкалов был шеф-пилотом завода N 21 и принимал участие в испытаниях построенных здесь самолетов И-15, И-15 бис, легендарного "ишачка" - И-16. В заводском музее - скульптура Валерия Чкалова работы нижегородского скульптора Павла Гусева, над которой и парит "ишачок", ставший откровением для немецких летчиков и конструкторов в воздушных боях в небе Испании .
И, наконец, памятник Чкалову на Верхне-Волжской набережной, ставший одним из символов Нижнего Новгорода. Высоко возносится он над рекой .
На постаменте - выгравированная карта с маршрутами двух перелетов: в Америку и на дальневосточный остров Удд. Оба начинались в Москве, выделенной на карте звездой. Первоначально эта звезда была сделана из полудрагоценного камня, но была утрачена. При реставрации звезду выполнили из рубина, которая потом также исчезла. На сегодня сохранилась пока звездочка из бронзы, а вот с обозначения пунктира трассы пропали некоторые детали .Bероятно, их выломали на сувениры
Но согласитесь, что память о великом летчике, нашем земляке, не может быть пунктирной. Совсем скоро у нас пройдут торжества, посвященные 70-летию перелета из Москвы в Ванкувер. Готовятся и в Чкаловске, и в Нижнем Новгороде .
70 лет назад американцы встречали чкаловский экипаж восхищенным свистом. Опешивший было от неожиданности Чкалов своим свистом подавил тогда собравшуюся на аэродроме толпу. Кому свистеть в этот раз?
Борис ИЗВЕКОВ, краевед