Печально известный художник

Печально известный художник

На третьем этаже Художественного музея в рамках проекта "Музейный Арсенал" открылась выставка графики Отто Дикса .В нее вошли две серии: "Критическая графика 1920 - 1924" и "Война. Серия офортов-1924" - всего 86 офортов и литографий.

 "Я стану либо известным, либо печально известным", - сказал еще в юности художник Отто Дикс. Фраза оказалась пророческой: сегодня он признанный классик: экспрессионизма - искусства выражения крайних (как правило, негативных) эмоций
А ведь все начиналось вполне благополучно. Талантливый юноша из семьи рабочего, Отто Дикс учился декоративной живописи в Дрезденской академии художеств. Он активно посещал европейские музеи, обожал мастеров раннего Возрождения .
Затем началась Первая мировая. Отто ушел добровольцем на фронт, четыре года провел в окопах, был ранен и награжден Железным крестом и вернулся совершенно другим человеком .
Война не убила его, а "сделала сильнее". Но можно лишь предположить, насколько страшно была ранена душа художника, с яростью и неистовством обличавшего Молоха .
Только за четыре года во время участия в военных действиях (в Бельгии, Франции и России) Отто Дикс создал более шести сотен рисунков - документальных свидетельств войны, выполненных непосредственно на месте событий
Отто Дикс из тех художников, которые не приемлют войну в принципе, ни в каком виде, потому что она античеловечна. Война - это тысячи, многие тысячи жертв, по-библейски безвинных, и с жутким мастерством, натуралистично, собственно все реалии Дикс и представляет зрителю - каждый оскал, каждый выпотрошенный труп и оторванную часть тела - а рисовальщик он точнейший, а уж что касается колорита, то "Герника" Пикассо по сравнению с Диксом - не больше чем милая пасторалька. Впечатление, конечно, "военная" серия оставляет крайне тяжелое, сравнимое с впечатлением, например, от документальных фотоотчетов фашистских деяний времен Второй мировой .
Серия "Критической графики" не менее желчна и характерна. В ней - пронзительные типажи, фактически шаржи. Сидящий на тротуаре мальчик- старичок, самоубийца с высунутым языком (дух самоубийцы примостился рядышком, за столом); пухлые проститутки - с матросами и сами по себе, маньяки и опять же жертвы .
Вот мускулистые и белокурые, с оловянными глазами и гордыми лицами "Презирающие смерть" - наверняка эта парочка являлась увесистым камнем в адрес пропагандистов искусства Третьего рейха .
К концу двадцатых годов Дикс пользовался славой одного из крупнейших художников Германии, но приход к власти Гитлера положил конец его блестящей карьере. На полях письма, в котором друзья Дикса просили не исключать его из Академии художеств, новый премьер-министр Саксонии написал: "Эта свинья еще жива?". Его работы были конфискованы из музеев страны, а несколько картин - показаны (и затем публично сожжены) на выставке "дегенеративного искусства" в 1937 году. Параллельно с показательно- обличительным вернисажем проводилась выставка художников, пропагандирующих "здоровье нации" - словом, тот ли еще был фарс. Впрочем, двадцатый век знает множество художнических судеб, искалеченных если не войной, то политическим режимом .
Выставка работает до 8 июля .
Мария ФЕДОТОВА

Следите за нашими новостями в удобном формате