Когда недавно в прессе появилось сообщение о том, что Ассоциация российских адвокатов обратилась в Госдуму и Совет Федерации с предложением, юристы просили внести в Уголовный Кодекс РФ статью о наказании за сексуальное домогательство. Интернет буквально взорвался. "Будут ли наказывать за недомогательство, а то, как за полтинник перевалит, ни одна зараза не домогается?" - ехидно спрашивают женщины. "Подумайте, что станет с нашим генофондом, если все мы начнем приставать к китаянкам", - живо реагируют неугомонные мужики. "У нас сегодня масса нерешенных экономических, финансовых, политических, социальных проблем, а также проблем в области безопасности, поэтому вопрос не является актуальным", - подводят черту аналитики. Так, может, действительно, что американцу смерть, то русскому хорошо? В стране, где катастрофически не хватает мужчин, каждый комплимент на счету. Бабники у нас в почете, а всякий посягнувший замухрышка - чуть ли не национальный герой, спасающий страну от демографического кризиса.
Красивое слово
В шкафу одного из нижегородских вузов с конца партийных семидесятых хранится скелет этой темной истории. Студентка, у которой преподаватель принял зачет "на дому", выйдя из подъезда, кинулась под автобус. Слова "сексуальное домогательство", а тем более их американский аналог "сексуальный харассмент" тогда еще были неизвестны даже филологам, и похотливый препод, рассказывают, во время экзамена трогал девушек за коленки до глубокой старости.
- Психологические травмы от сексуального домогательства порой такие же, как от сексуального насилия, - констатирует психолог Оксана Елизарова. - А сколько случаев, когда это становится причиной карьерного краха для женщины…
Адвокатское сообщество, выступившее за защиту прав женщин, настаивает на введении отдельной статьи в УК за сексуальные домогательства либо дополнении статьи УК "Развратные действия", которая сейчас касается только домогательств в отношении несовершеннолетних. Интересно, что в прошлом году, как тогда сообщал "КОП", депутат Олег Нилов от "Справедливой России" уже вносил аналогичный законопроект. Накануне 8-го Марта чиновник предлагал ввести административную ответственность за домогательства мужчин по отношению к женщинам. В "сыром" тогда еще документе за домогательство даже устанавливался штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей либо обязательные работы на срок от 80 до 120 часов. За повторное совершение такого правонарушения предлагалось наказывать штрафом уже в размере от 80 тысяч до 100 тысяч рублей или обязательными работами на срок от 120 до 200 часов. А иностранному гражданину или лицу без гражданства, гласил тогдашний законопроект, помимо аналогичного штрафа и такого же количества часов обязательных работ могло грозить выдворение за пределы РФ. При этом под домогательством законопроект предлагал понимать "нежелательное поведение, приставания сексуального характера, попытка установления интимного контакта, ухаживания, сексуальные притязания в скрытой или явной форме, просьбы о сексуальных услугах, прочие словесные или физические действия сексуального характера, совершенные мужчиной в отношении женщины против ее воли".
Депутаты ГД возроптали уже тогда. Дескать, общественное мнение в России, да и сами женщины относятся к данной проблеме достаточно лояльно. Порой жертвы харассмента просто не заявляют о домогательстве, так как боятся потерять работу; кроме того, факт сексуального домогательства очень трудно доказать. В любом случае перспективы подобных судебных разбирательств специалисты оценивают весьма скептически.
- Доказать факт наличия сексуального домогательства практически невозможно, - считает сотрудник нижегородской юридической консультации Надежда Пудова. - Подобные действия обычно совершаются без свидетелей, и поэтому никто не может подтвердить или опровергнуть факт домогательства. Даже магнитофонная запись домогательств со стороны коллег или начальства не может рассматриваться в суде как доказательство…
- Такие правонарушения отмечены в уголовных кодексах многих стран мира, - возражает юристу врач-психотерапевт, директор Нижегородского женского кризисного центра, член Общественного совета УМВД России по Нижнему Новгороду Анастасия Ермолаева. - Данная статья намерена защитить граждан (главным образом, гражданок) от использования сексуальных отношений в ситуации зависимого положения без обоюдного желания сторон. Считаю, что при адекватном наказании и его исполнении, а также непредвзятой работе судебных органов такая статья нужна…
А мы-то были первыми
Принято считать, что это словосочетание sexual harassment появилось в 1974 году, когда в одном из американских судов рассматривалось дело помощницы врача, которая из-за домогательств начальника была вынуждена покинуть работу. В 1986 году Верховный суд США признал, что сексуальное домогательство - это форма дискриминации. К этому времени понятие "сексуальное домогательство" так прочно вошло в жизнь американцев, что Верховный суд вынес решение, согласно которому приставания на работе незаконны даже в том случае, если жертва не понесла материального ущерба, а страдает исключительно от морального дискомфорта. А в конце девяностых годов на дела с эротическим флером начался настоящий бум, поскольку у жертв сексуальных домогательств появилась возможность отсуживать немалые деньги в качестве компенсаций за моральный ущерб.
Экономика проблемы проста: вас начинают домогаться, вы расстраиваетесь, потом испытываете стресс. У вас снижается производительность труда. Какой из вас после этого работник? Американцы подсчитали, что приставания на службе обходятся работодателю в миллионы долларов. Поэтому никакой здравомыслящий начальник не захочет, чтобы в его организации люди страдали от этого и плохо работали. Да и штрафы платить неохота. В России пока никто на это всерьез не смотрит.
Вы сейчас очень удивитесь, но пресловутая Америка, как говорится, под стол пешком ходила, когда мы уже стали в этой области первопроходцами. Если заглянуть в историю, можно обнаружить, что борьбу с сексуальными домогательствами на службе у нас начали гораздо раньше. Статья 118 Уголовного кодекса наказывала за "понуждение женщины к вступлению в половую связь с лицом, в отношении которого женщина является материально или по службе зависимой". Введена эта статья была еще в тридцатые годы. Именно тогда советская женщина ринулась на производство. Европейские и американские дамы сделали это на 30 - 40 лет позже. Правда, по мнению юристов, закон этот защищал в основном домработниц и нянек. Но число таких тружениц постепенно сошло на нет, а вместе с ними "растаяла" и статья. И все же каждый год в СССР по этой статье проходило 20 - 25 дел. В девяностые годы произошел резкий скачок вниз, а в последние годы не было зарегистрировано ни одного случая "сексуального домогательства", за которые бы жертва получила хоть какую-либо компенсацию. Если, конечно же, не считать ситуаций, когда жертвой становились несовершеннолетние. В огромной стране, где чуть ли не девяносто процентов женщин работают, измерять десятками количество самых разнообразных посягательств на их честь и достоинство несерьезно. Никто эти посягательства не считал. Женщина всегда была "друг, товарищ и брат", а не какая-то кисейная барышня, которую нельзя по-дружески обнять, обсудить в курилке ее ножки, грудь и другие достоинства. А то и просто покрыть матом - по-товарищески.
Замечу справедливости ради, за это в советское время можно было и схлопотать. Довольно часто на партийные или комсомольские собрания выносили вопрос со стандартной формулировкой: "О нетоварищеском отношении к женщине, члена ВЛКСМ или КПСС". Но эти слушания были чаще всего закрытыми, а статистика персональных дел не разглашалась.
Верните Шуру!
В праве США харассмент формулируется как "преступление, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица преследованием, в частности, телефонным или письменным, назойливым приставанием, домогательством, совершается обычно с сексуальными мотивами". Со временем этот закон там вообще стал занимать особое место: он защищает женщин не только от прямого принуждения к сексу, но и от флирта, шуток и прикосновений, которые можно расценивать как оскорбительные. Здесь запросто можно поплатиться и за чересчур откровенный взгляд мужчины на женщину. Красивым словом "харассмент" у несчастных америкосов называется не только склонение к сексу с использованием служебного положения, но и такие невинные, с нашей точки зрения, вещи, как реплики типа "все бабы одинаковы!", скабрезные шутки, комплименты эротического содержания, просьбы надевать на работу более короткие юбки, поглаживания - в том числе самого себя, но в присутствии представителей противоположного пола, прикосновения - даже мимолетные, случайные, и т.д. Обвинить в харассменте могут даже дошкольника, если он надумает чмокнуть в щечку свою соседку по горшку…
Аналогичная ситуация сложилась и в большинстве стран Западной Европы. К примеру, в Бельгии с недавних пор каждому, кто будет в непристойной форме пытаться знакомиться с женщиной, придется раскошелиться на штраф 250 евро.
А что у нас? Первый иск о сексуальных домогательствах в России подала в 1993 году доктор одной из барнаульских больниц. В сексуальных притязаниях обвинялся главврач. В итоге эскулап был осужден, но попал под амнистию. А несколько лет назад под Москвой проводился международный эксперимент, изучавший особенности поведения человека в условиях длительных космических путешествий и при смешанном экипаже. После завершения проекта 32-летняя канадка Джудит Лапьер обвинила командира группы - российского космонавта - в сексуальных домогательствах. Инцидент произошел под Новый год, когда российский космонавт поцеловал иностранку. Обвиняемый оправдывался, что в России принято целоваться с друзьями и знакомыми, включая коллег по работе, по случаю праздников, а уж тем более в новогоднюю ночь...
- Я вообще не припомню, чтобы у нас рассматривалось хоть одно дело подобного рода, - говорит нижегородский адвокат Леонид Гофман. - Во-первых, общественное мнение склонно занимать сторону соблазнителя, а не жертвы по принципу "Сама виновата!". Во-вторых, надо смотреть правде в глаза, заявительница может запросто вылететь с работы.
Иногда даже жаль, что до наших времен не дожили парткомы, куда обиженные женщины ходили жаловаться на мужа-пьяницу или загулявшего супруга. Сегодня защиты искать негде и не у кого. В полиции потерпевшую поставят на место, а домогателя ласково пожурят, жертву, напротив, осудят за поклеп. А в армии, например, непристойное предложение вообще является приказом… Может, стоит объявить общероссийский день харассмента? Пусть мужики на собственной шкуре прочувствуют липкие взгляды, "нечаянные" объятия, услышат неприличные анекдоты со стороны не только симпатичных им женщин, а всех, кому только вздумается.
- А ведь сексуально домогаются не только женщин, но и мужчин, - вовремя напоминает адвокат. - Правда, это случается реже. Да и некоторые женщины сами провоцируют интимные отношения с влиятельными людьми, а если желаемое не достигнуто, начинают заявлять о сексуальном домогательстве.
Кстати, знаменитый фильм Эльдара Рязанова "Служебный роман", снятый в 1977 году, наглядно демонстрирует зрителю две стороны этой медали. Вспомните ухаживания Анатолия Ефремовича Новосельцева за Людмилой Прокофьевной Калугиной, которая являлась его начальницей, и настойчивые письма Ольги Петровны Рыжовой к женатому другу юности Юрию Григорьевичу Самохвалову. Без лишних судебных формальностей в СССР была создана система общественных организаций, которые и должны были решать подобные конфликты. В фильме эту сторону представляет "выдвинутая на общественную работу" Шура из бухгалтерии. Но именно такие Шуры и представляли в советской системе некое подобие внутрикорпоративных арбитражных судов. А сейчас Шуры явно не хватает…
Не надо ждать
Оскорбленному лицу психологи рекомендуют четко и ясно сказать, что она (он) просит остановить подобное обращение с ней (с ним). Если это не помогает, нужно уведомить менеджера по персоналу и написать письмо преследователю. Если и после этого ничего не изменилось, следует всерьез заняться коллекционированием всех выражений, шуток, жестов, не говоря уже о картинках, фото, записках и других назойливых знаках внимания, полученных от обидчика. При этом нужно вести подробную запись, где, когда и как что-то было сказано или сделано.
Так что же все-таки делать женщине, если к ней на работе пристают? - спрашиваю у психолога Елизаровой.
- Прежде всего - рассказать окружающим, - советует Оксана Александровна. - Если у вас стресс, обратитесь к врачу, который сделает соответствующую запись в вашей истории болезни. Ведите подробные записи сами. Впоследствии, если решите обращаться в суд, все это может сыграть в вашу пользу. И еще. Не надо ждать развития событий, когда "ухаживания" вашего коллеги зайдут далеко. Нужно сразу сказать: "Пошел вон!"
- Именно этими словами?
- Мысль можно выразить по-разному, но смысл должен быть таким. Нужно четко дать понять: тебе это не нравится, ты этого не хочешь, ты не желаешь слушать его скабрезные анекдоты и заваривать ему на работе чай. Можно, кстати, как бы шутя, объяснить: это, мол, такая-то статья Уголовного кодекса. Между прочим, многие приставалы по натуре трусы, и слова "Уголовный кодекс" в подкорке у них отложатся.
Увы, мозги у всех устроены по-разному. Как показывают исследования, 20 процентов наших женщин домогательства воспринимают просто как… комплимент. В Интернете на одном из сайтов проводился опрос: "Став жертвой харассмента, как вы себя повели?". Ответила согласием добрая половина респонденток!
Так или иначе, но инициаторы законопроекта понимают, что, прежде чем принимать документ, его следует серьезно проработать со всех сторон - чтобы не впасть в другую крайность. "Важно четко прописать недобропорядочное поведение, которое можно расценивать как домогательство", - считают в Госдуме. А вот что думает по этому поводу нижегородский адвокат Александр Чесноков:
- Само понятие "сексуальное домогательство" нечетко ограничено нашими, российскими, бытовыми условиями, - считает Александр Александрович. - А если под него подложить еще определение "сексуальное", мы получим очередную резиновую норму, которая приведет к судебному произволу. Я рад за нашу адвокатскую Ассоциацию, которая принимает столь активное участие в нормотворчестве, но назвать именно эту инициативу удачной не могу. Было бы хорошо, если бы возникла четкая формулировка определения оного "преступления", но в то, что она возможна, я не верю. В принципе один и тот же взгляд мужчины на женщину можно воспринимать и как сексуальное домогательство, и как абсолютно непредосудительное действо одновременно…
Татьяна ЧИНЯКОВА. Фото hni.com.
Кстати
Главное отличие западного харассмента от русского в том, что там потерпевшая судится с компанией, а у нас - непосредственно с обидчиком. В Европе и Америке вся ответственность возлагается на работодателя, не сумевшего создать нормальных рабочих условий для своих сотрудников. Ныне большинство западных компаний относятся к проблеме сексуальной агрессии очень серьезно и принимают меры предосторожности. Например, новые сотрудники перед тем, как приступить к работе, обязаны прочитать специальную брошюру о сексуальных преследованиях на рабочем месте и поставить подпись, чтобы показать, что они поняли, какой политики придерживается компания.