Высокие технологии плохо влияют на интеллект школьников

Высокие технологии плохо влияют на интеллект школьников

Современные школьники выигрывают сложнейшие олимпиады, умеют собрать воедино данные для работы, подобной кандидатской диссертации, но если их лишить компьютера и оставить наедине с собственной памятью, им порой приходится трудно…

Вместо помощи вред

Взрослая отличница, нижегородка, заканчивающая гуманитарный вуз, прошлым летом напугала бабушку-ветерана вопросом: "Все говорят о Крыме, а где это?" Бабушка посчитала, что девочка шутит, стала говорить об Украине и Черном море, стыдить внучку за серость, на что та ответила: "Я в любой момент открою карту мира в Интернете и посмотрю, просто думала, что ты быстрей ответишь".
Такие же ответы, к сожалению, можно услышать от окончивших школу ребят про Великую Отечественную войну. В их головах смешиваются события и люди Первой и Второй мировых войн, политических переворотов и великих битв. Мозг выбрасывает, как ему кажется, излишнюю информацию, как файл из отработанной папки.
Все это наводит на тяжелые мысли не только родителей, но и педагогов, ученых, врачей, психологов.
Правда ли, что компьютер не всегда становится помощником учителю в передаче знаний ученикам?
- Выводить на доске мелом объяснение во время урока долго, но сам процесс писания, переписывания в тетрадь формул с одновременным подробным, медленным объяснением, конечно, имеет большее воздействие на ученика, чем быстрый показ материала на интерактивной доске. Процесс запоминания имеет свои законы, и это понимают учителя, психологи. Я обычно включаю быстрый поиск формул только тогда, когда материал уже пройден, повторен и запомнен, - говорит учитель математики Ирина Александрова. - Более того, мы переписываем главные формулы на карточки, повторяем их устно, используем все способы запоминания, которые были в "докомпьютерную" эпоху. Мой стаж как учителя уже равен сорока годам, я, конечно, выучилась новым технологиям, но стараюсь сочетать старое и новое, иначе подготовить ребенка к сдаче ЕГЭ, где не будет никаких подсказок, невозможно. Мы уже чуть было не погубили арифметику, есть дети, с которыми таблицу умножения в старших классах приходится повторять, и ошибки, которые они делают на ЕГЭ, по большей части арифметические. На мой взгляд, стремиться к тому, чтобы на каждого ученика в школе приходилось по компьютеру, абсолютно не нужно.

Деньги на ветер…

Психологи утверждают, что использование компьютера в обучении детей во многом мешает их развитию. Вместо того чтобы тренировать память учеников, их учат находить нужные знания в Интернете, забивают отрывочными сведениями. Как когда-то калькулятор разучил ребят элементарно устно считать, компьютер с его неограниченным потоком различной информации разучивает человека держать в голове даты, исторические события, имена героев книг и многое другое из того, что постепенно составляло школьную эрудицию и человеческий кругозор. Есть мнения, что высокие технологии могут привести человека не к скачку в получении знаний, а, наоборот, к деградации. Мозг выбрасывает излишки информации, не умея накапливать знания.
Есть уже и реальные итоги компьютеризации образования в мире. "Министерства образования разных стран совершенно зря тратят деньги на закупку компьютеров в школы. Использование этой техники не помогло поднять успеваемость учеников", - говорится в исследовании, проведенном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследователи проанализировали положение дел в школах 70 стран мира, а также результаты тестов, которые учащиеся сдавали по чтению, математике и естественным наукам. Вывод был поразительным: внедрение компьютеров в обучение не улучшило качество и объем знаний детей.
В мире уже есть школы, где компьютеры строго запрещены, детей учат запоминать и логически мыслить, а писание рукой в тетради и на доске считают тренировкой ума.
Дети в школах Восточной Азии, например, очень осторожны в использовании компьютерных технологий. И, кстати, их результаты тестов лучше, чем у тех, кто использует компьютеры часто.

Учит живой человек

О том, что Нижегородская область из года в год показывает все лучшие результаты по итогам ЕГЭ и по участию в олимпиадах, уже известно. Но способствует ли этому компьютеризация наших школ? Министерство образования региона пока таких исследований не проводило, но ответить на вопрос взялись нижегородские педагоги.
- Общество расслоилось, поэтому говорить о влиянии компьютеризации в целом на ученика пока трудно, - размышляет директор заволжской средней школы № 3 Татьяна Власова. - У нас в школе нет засилья электронной техники, она в классе имеется лишь у учителя. На партах ноутбуки не стоят. Но для учителя, конечно, ИКТ - большое подспорье. Объяснить урок можно, используя различные способы. Я как химик и биолог на откуп Интернету отдавать весь урок не могу. Мы проводим опыты, исследования и все, что можно показать наглядно, делаем руками. То, что невозможно показать, например как взлетает, скажем, космический корабль или живет в растении клетка, мы смотрим на интерактивной доске. Если, выполняя задание на дом, дети используют сведения из Интернета, я принимаю только то, что они запомнили и могут рассказать. Это условие, которое я ставлю перед учениками всегда и обязательно. Делают ли это другие учителя?.. Не могу смело констатировать: с приходом компьютера дети стали менее эрудированными. Многое зависит от семьи, и есть ребята, которые прежним ученикам дадут огромную фору по эрудиции, читающие, интересующиеся, любознательные, а есть такие, кто ничем не интересуется. Думаю, что так было всегда.
Другой руководитель - нижегородской школы № 91 - Игорь Богданов считает, что все зависит от педагога.
- Есть прописная истина: никакая машина не может заменить живое слово учителя, - говорит Игорь Михайлович. - У нас не может быть школ, где вместо педагога будет стоять машина. Это наш российский менталитет. Каковы итоги компьютеризации школьного процесса? Если попробовать говорить в целом, мы увидим, что в тех классах, где с компьютерной техникой и вообще с обращением к компьютеру в процессе учебы перебор, - показатели хуже. Там, где все в меру, - там компьютер помощник в обучении. Но то, что научить мыслить машина не может, что дети, увлекаясь компьютерами, меньше общаются и взаимодействуют в процессе учебы, что важно для успешного обучения, - это неоспоримый факт.
- Я многие годы преподавала в школе физику, - рассказывает ветеран педагогики Вера Хролович. - В свое время, в самом начале внедрения калькуляторов, нас возили на семинар в сельскую школу и там проводились замеры: как организм ребенка отвечает на такие новшества, даже давление смотрели у школьника, уровень стресса. Наблюдали, что происходит в организме, когда ребенок вспоминает материал или работает с книгой или техникой. Думали о том, как это сказывается. Компьютер обладает пусть низким, но лучевым воздействием, портит, скажем, глаза, но это уж мы сейчас не учитываем. Все это предстоит подробно изучать. Исключить использование Интернета в процессе учебы уже невозможно, да и не нужно, но тут тоже должны быть совершенно определенные педагогические технологии. Изучать проблему все равно придется.

Вера АРКАДЬЕВА. Фото ridus.ru, Александра ВОЛОЖАНИНА.

Компетентно

Виктор ШМЕЛЕВ, начальник отдела дошкольного и общего образования:
- К сожалению, мы все учимся на собственных ошибках. В Японии отказались от компьютеров в школе и учатся каллиграфии даже в старших классах. Насколько это правильно, нужно еще исследовать. Понятно одно: компьютерная практика, как и любой другой способ обучения, должна быть строго дозирована. Обучение должно происходить с учетом возрастных, личностных особенностей развития детей. В Нижегородской области программа "1 ученик - 1 компьютер" была благотворительной, нетбуками оснастили буквально несколько школ и речь шла о начальном обучении. Там, где это внедрялось, никакого урона практически не было, детей учат правильно работать с такой техникой, приучают к современным технологиям получения информации. На это есть и уроки информатики, без которых теперь не обойдешься, поэтому в школах нужны компьютерные классы. Однако отказаться полностью от прежнего опыта работы учитель не сможет и, конечно, не должен.

Кстати

Ежегодно в мире на развитие школьных компьютерных технологий расходуется свыше 26 миллиардов долларов.

Между тем

По данным анализа ОЭСР, в Южной Корее только 42 процента учеников используют компьютеры в школе, а в Шанхае - 38 процентов. Однако ученики именно этих регионов показали одни из лучших результатов в чтении и математике по тестам, проведенным в соответствии с Международной программой оценки образовательных достижений учащихся (PISA) в 2012 году (Шанхай - 613 баллов, Южная Корея - 554 балла). Напротив, во многих странах, где использование Интернета в школах больше распространено, результаты школьников в тестах ниже. Например, в Норвегии 92 процента учащихся используют Интернет в школах при обучении, но результат теста у них составил лишь 489 баллов, в Австралии 94 процента учеников применяют Интернет, результаты тестов по математике и чтению составили 504 балла.
В России также высок процент учащихся, использующих Всемирную паутину в школах, - 80,2 процента, однако результаты теста PISA здесь заметно ниже (482 балла), чем в уже упомянутой Южной Корее или, например, в Словении (501 балл) или Эстонии (521 балл), где Интернет в школах используют лишь 57,2 и 61 процент учеников соответственно.

Следите за нашими новостями в удобном формате