Российский театральный фестиваль им. М. Горького

Российский театральный фестиваль им. М. Горького

День первый. Неоконченная пьеса про сказочника

Марафон спектаклей VII Российского театрального фестиваля им. М. Горького стартовал 16 октября в Нижегородском государственном академическом театре драмы.

Небанальную постановку незаконченной пьесы Горького «Яков Богомолов» предложил Московский драматический театр «Сфера».

Спектакль, нарочито декоративный и эклектичный, решен в стиле наивного лубка: куполообразная огромная лампа над столом-подиумом, пестрые ярмарочные картинки декораций, светильники в виде яблочек, подчас кричащие, на грани вульгарности цвета в костюмах. В этом есть своя неслучайность. Яркое оформление иллюстрирует идею постановщика спектакля Екатерины Еланской (создателя и в прошлом руководителя театра «Сфера»): на фоне декораций по библейскому сюжету о райском саде, о потерянном счастье, к которому стремятся все герои, проще прийти к выводу о недостижимости утопической идеи о прекрасном будущем. И не тот ли это город-сад, о котором писал другой главный советский литератор.

"Проклятый сказочник"

Главный персонаж пьесы мелиоратор Богомолов истово верит, но не в Бога, а в Человека будущего, создателя нового Рая на Земле. Всего через каких-то 25 лет, как считает Богомолов, мир совершенно изменится, благодаря деятельным людям. Он любит людей, ему приятно это чувство любви и восхищения, интереса к окружающим, и, не желая смириться с обывательским равнодушием и внутренней душевной ленью, стремится изменить все к лучшему. Это компиляция идей и прообраз фигуры самого Горького, талантливо воплощенного актером Александром Пацевичем. На него чисто по-зрительски хотелось смотреть и слушать - даже если персонаж вызывал ощущение безэмоционального, до противности во всем правильного идиота, все объясняющего логикой, не живущего чувствами. Недаром его называют «головастиком» и относятся, если не как юродивому, то как к блаженному - в христианском смысле.

С самого первого его появления герой «узнается»: в «народной» косоворотке, широкой светлой шляпе, распахнутом плаще - словно с фотографий прошлого сам Алексей Пешков вышел к нам в зал. Усы и подчеркнуто окающий говорок не оставили сомнений. Оказывается, «проклятый сказочник» - это драматург, морочивший голову десятилетиям читателей! Смена названия пьесы привела и к смене смыслов. Означает ли, что создатели спектакля именно вот так видят сейчас Горького? Болтуна и сказочника, прекрасного идеалиста и умного, состоявшегося, но несчастного в личной жизни человека?

Герой пьесы ищет воду в южном поместье, где-то рядом с морем. Поиск живого источника вблизи непитьевой громады - символичный прообраз поиска чистой любви и бегущей вперед, наполненной жизни! Увы, благим замыслам всегда мешают простые обстоятельства, случайные и бытовые события: то бунт рабочих, которых плохо кормят, то воровство оборудования, то нелепая смерть светлого человека. Или же обожание мужским окружением жены Богомолова - Ольги (заслуженная артистка России Ирина Сидорова), которая стремится быть любимой, замеченной супругом, а он так занят своей работой. Не получая внимания мужа, она готова изменить ему, эпатировать поведением обывателей захолустья, только чтобы не был равнодушным любимый Яков, который готов простить и объяснить все ее поступки. Как будто учитель по «основам семейной жизни», драматург нежизненно назидателен в образе Якова Богомолова, как будто бы любящего все и всех. Или это высшая форма любви, но по-горьковски?

Незаконченная пьеса имеет несколько вариантов решения финала. У «Проклятого сказочника» он нелепый и обескураживающий - смерть Веры, племянницы помещика, от случайного выстрела глупого человека, играющего в любовь. Почему именно так решен спектакль? Для того чтобы оборвать маяту бездельников и поток никчемных слов резко, бегством четы Богомоловых дальше - к тому, кто верит, что через 25 лет все изменится?

Впечатления зрителей в этот вечер были противоречивы: от радости яркого открытия нового прочтения классика, до скуки из-за обилия малоосмысленных диалогов, невнятности затянутого сюжета. Тяжело раскачиваясь, спектакль к финалу набрал силы - зритель живо реагировал аплодисментами и смехом на заложенные смыслы в совсем неглупый текст. Очень оживляло в провисающих моментах музыкальное решение - живое исполнение народной песни «Кабы Волга-матушка». В одной из боковых лож располагались музыканты, баянист и балалаечник, а на авансцене пели и плясали актеры массовых сцен. Попеременно интерес зрителей сменялся скучанием, осталась какая-то недосказанность и незавершенность. В итоге зрители приняли спектакль хорошо, но чуть недоумевая, живо обсуждая увиденное.

***

Между прочим, по окончании спектаклей высокое жюри фестиваля ежедневно выносит свой вердикт. Препарируя режиссуру и актерские работы, эксперты дают оценки всему - от уровня качества драматургии, до цвета туфлей второстепенного героя. Так, в атмосфере дружеской доверительности, нерезкой критики, «высокий ареопаг» обсуждает привезенные спектакли.

«Проклятый сказочник» театра «Сфера» не совпал с личным ощущением этой пьесы и самого Горького, того «как нужно ставить», у большинства членов жюри. Характерный, лубочный, фарсово-фольклорный стиль не выдержан в спектакле до конца, либо вызвал отторжение вообще. Не получилось развития образа главных героев - от начала и до финала они не меняются. Похоже, Горький (доморощенный ницшеанец) и сам запутался, бросил пьесу неоконченной и запутал всех причастных к спектаклю. У всех актеров были отличные моменты, но нереализованные до конца. Критики отмечали прекрасные фразы персонажей, хорошую работу с текстом и смыслами, общую слаженность сильной труппы театра.

День второй: нетривиальный Чехов

Второй день Горьковского фестиваля подарил нижегородским зрителям неожиданное сценическое знакомство с давно, казалось бы, известным рассказом «по школьной программе». Таганрогский театр им. А.П.Чехова представил нетривиального «Человека в футляре».

Этот замечательный театр был у нас на гастролях в 2010 году. Нижегородские театралы могут вспомнить привезенный тогда сильный спектакль «Павел I»; по иронии судьбы, именно нынешний Горьковский фестиваль завершится уже нижегородской постановкой по этому же произведению Мережковского. Неоднократно нижегородские театры драмы и комедiи приезжали на фестивали или гастроли в Таганрог. Поистине, есть между портовыми городами на Азовском море и слиянии Волги с Окой что-то близкое. Принимали таганрогских гостей, как старых друзей.

"Человек в футляре"

Что можно показать нового в хрестоматийном «Человеке в футляре», по каноническому старому фильму знакомого, на уроках литературы по фразам разобранного? Режиссер Татьяна Воронина сделала этот дипломный спектакль (на момент постановки в 2010 году) в сотворчестве с актерами театра. Этюдным методом, порой добавляя и придумывая на ходу, постановка сложилась в цельный и крепкий спектакль, составленный из разных рассказов классика. Он играется и пять лет спустя с любовью - это сразу чувствуется в зале.

«Человек в футляре» - это прозвище, уничижительное нарицательное имя главного персонажа, учителя греческого языка Беликова. Вечно в галошах и с зонтиком, как черепаха в панцире, он прячется в своем наглухо застегнутом пальто. Новизна таганрогского Беликова (Валерий Башлыков) - в глубоко спрятанной от всех закомплексованности, которая перешла в форму деградации личности. Из инфернальной мистической фигуры, наводившей ужас, как привычно принято думать об этом герое, здесь он превратился в одинокого неврастеника, презирающего провинциальное окружение. Человек трогательный, он уходит в себя, в никому не нужный древний язык - от глупых коллег, от мещанства и в итоге отдаляется от самой жизни.

Появление в городе и их гимназии нового учителя Коваленко и его сестры Вареньки (Сергей Герт и Ольга Белинская) внесли сумбур в привычный уклад жизни обывателей городка и самого Беликова. Живость характера, украинские песни, яркие эмоции Вари растопили его сердце. И в качестве спасения самих себя от беликовского контроля коллеги по гимназии увидели в их возможной женитьбе единственный выход. Комичная история сватовства, плетения сетей Гименея учительским окружением, в которые должен был угодить Беликов, трагичная, фантасмагоричная развязка - все это держит зрителя в атмосфере радостного узнавания. Мы вспомнили почти забытый рассказ, самих себя, читавших его когда-то - юными. И, повзрослев, иначе увидели историю любви.

Вина в смерти учителя не только в злой карикатуре наказанного и отомстившего гимназиста, но и в бездушном окружении, которое не увидело в нем ранимого, страдающего человека. Чеховский герой вызывает отвращение, смех, презрение и жалость одновременно. Характер толпы вокруг него - приземленных сплетников, ханжеской и чванливой, провинциальной и убогой, но такой узнаваемой своры - может вызвать сочувствие к Беликову. Замечательно этот эффект «сплоченного болота» передан пластическим движением в начале спектакля.

«Кабы чего не вышло», - коронная фраза Беликова вызывает и сейчас тревожную осторожность, ожидание расплаты за любую вольность, на фоне медленно закручиваемых невидимых винтиков свободомыслия. «Человек в футляре» вновь и сейчас актуален! «Хоронить таких людей, как Беликов, всегда приятно!», - резюмируют последние слова спектакля, вызывая смех и искренние аплодисменты всего зала. Но на мгновение, в эпилоге, после мельком брошенной фразы о назначении нового учителя греческого языка, через зал стремительно проносится фигура в точно такой же шинели. Все проходит, но ничего не меняется! Будут и новые «Беликовы», когда есть те, кто будет их бояться.

***

Напомним, по итогам каждого дня авторитетное жюри выносит свой вердикт. После таганрогского спектакля все были в приподнятом, веселом настроении. Поводов для критики было мало; возможно, чуть не хватило ритмов сегодняшнего дня, большей актуальности. Постановка не производит гнетущего впечатления, легкая и даже «водевильная», что не совпало с ощущением членов жюри по исконному представлению о произведении Чехова. Недостаток режиссуры увидели в буквальной «иллюстративности», незамысловатости. Но даже самые придирчивые критики не смогли устоять перед обаянием актеров. В итоге резюмировали: спектакль сделан чисто, добротно и грамотно, и есть прекрасные сцены, вызывающие живой отклик в зале.

День третий: «неудачная» пьеса Льва Николаевича

«Максим Горький и его эпоха» - так назван нынешний, который проходит в Нижегородском театре Драмы с 16 по 23 октября 2015 года.

Имя подзаголовка «с эпохой» обусловлено разнообразным составом спектаклей фестиваля. К нам привозят не только постановки по произведениям Горького, но и литературного окружения близкого временного периода. А.Чехов, Д.Мережковский и Л.Н.Толстой - прекрасная пора писателей великой русской литературы на рубеже веков!

Бывают фестивали «режиссерские» или «актерские» - их множество разных, сейчас фестивальное театральное движение в России процветает. Каждый столичный и областной город стремится найти своего знаменитого земляка, с именем которого связывают культурную политику региона. Нижегородский фестиваль можно к самым удачным с точки зрения ориентации на литературу и драматургию. Потому и заявлены в афише как известные, так и незаслуженно забытые произведения - у фестиваля благородная просветительская задача.

Третий день принес знакомство с Белгородским государственным академическим театром им.М.С.Щепкина и спектаклем «Завороженное семейство». Поставлен он по ранней пьесе Л.Н.Толстого, признанной еще в момент создания неудачной, и относится к числу неопубликованных произведений классика. Такой выбор театра настораживал и интриговал одновременно.

"Завороженное семейство"

Итак, шестидесятые годы XIX века: популярны идеи нигилизма, хорошо знакомые нам по высказыванием Базарова (героя романа И.Тургенева «Отцы и дети»), расцвет творчества Чернышевского и Добролюбова - традициям Отечества грозит разлом. Но пока это еще только ростки: отрицание прошлого, свержение авторитетов. К чему они приведут, мы сегодня знаем. ЛевТолстой был ярым противником подобных убеждений, и этой пьесой он отвечает незримому «врагу». Вообще произведение называется «Зараженное семейство», но театром было принято решение скорректировать название на более мягкое «завороженное» - это определение оставляет небольшой лучик надежды на исцеление от временного замешательства, ложного очарования, а не от тяжелой болезни.

Режиссер-постановщик спектакля народный артист РФ, главный режиссер Центрального академического театра Российской Армии Борис Морозов тридцать лет вынашивал идею сценического воплощения неизвестной пьесы Толстого, прежде чем поставил ее в Белгороде. Сейчас этот спектакль уже девятый год собирает заслуженные награды на различных фестивалях, неизменно пользуется популярностью в родном городе. Опыт актеров, мастерство создателей спектакля, проработанность текста, продуманность всего действа не может не радовать театрала! И высокое жюри, обсуждая просмотренное сразу после окончания спектакля, искренне хвалило, лишь по мелочи отмечая небольшие шероховатости.

Время действия - первые годы после отмены крепостного права. Перед нами состоятельная и благополучная семья помещика Прибышева: деятельный отец семейства, недалекая добрая мать, племянница Катя - карикатура на женское эмансипе, дочь на выданье Люба и сын-подросток Петр. Вокруг них яркое окружение: неглупая нянька, учитель сына - студент-нигилист и главный виновник всех вирусных идей - Венеровский, акцизный чиновник, а также его сомнительный друг. Венеровский из корыстных побуждений сватается, но не сразу ясно, предпочтет он Катю или Любу. Впрочем, сюжетная интрига в произведении незначительная, зрителем быстро предугадывается развитие и финал. Более всего герой этой пьесы напоминает персонажа «Свадьбы Кречинского» - такой же авантюрист и проходимец, охотник за приданым. С племянницей Катериной у Венеровского уже была связь, и отнюдь не платоническая, но продолжать отношения с ней он не желает. Дама, хоть и суфражистка с продвинутыми взглядами, совершенно не готова к ситуации «поматросил и бросил». Обманутая женщина могла бы строить козни, активнее бороться за счастье, но не такова Катерина - это пустомеля, абсолютно комичный персонаж, наивностью и глупостью которой потом пользуются все мужчины. Она стремится в петербуржскую коммуну единомышленников, но, по Толстому, оказывается в шаге от того, чтобы не пойти по рукам.

Невеста Люба - персонаж другого типа: открытая, любящая, добрая и простая - такую вначале легко обмануть, но провести не удастся. Как только будущий муж понял, что денег ему не видать, он устраивает бегство от свадебных церемоний, так опостылевших мещанских традиций. Сердцем тонко чувствуя опасность, в итоге Люба избежит трагедии. Заботливый отец спасет сразу три человеческие судьбы. Он перехватывает на вокзале беглецов - зятя, дочь, племянницу и сына, поддавшегося влиянию губительных идей. До несостоявшегося родственника Прибышеву нет дела, а вот детей он испортить не позволит - увозит силой и убеждениями домой! Не случайно, финал разворачивается на вокзале, под звон колокола, в красном свете, в ожидании беды и в тревоге. Инфернальное место на распутье, где срываются лживые маски. Для бегущих в «новую жизнь» нет ни одного билета на поезд. Словно сила судьбы с помощью драматурга, отказывает им в том будущем, где нет уважения к родителям и семейным ценностям.

В «Завороженном семействе» можно узнать черты произведений Сухово-Кобылина, обаятельность героев Островского, сатиру Салтыкова-Щедрина… и легко найти предпосылки взглядов позднего Льва Николаевича. Постановке не хватило «ножниц», благодаря которым можно было подсократить текст, без ущерба для результата. Многословность, назидательность и морализаторство Толстого в наше время смотрятся порой избыточно и утомительно, и тут не помогают даже легкая подача с водевильной интригой и комическими приемами. Но талант режиссера и актеров восхищает!

День четвертый: кто же варвар?

Экватор горьковского театрального фестиваля пройден под знаком «Варваров» Самарского академического театра драмы им.М.Горького.

«Варвары» - одна из тех пьес Горького, что актуальны в любые времена. Драматург не дает однозначного вывода, кто же «варвар» - аборигены захолустья или же инженеры, разрушающие все на своем пути? Однако самарский театр выбрал позицию сохранения патриархальных устоев и обличения жестокости реформаторов. Вывод абсолютно в духе нашего времени, начала века 21-го, когда в пьянстве, разврате и воровстве виноваты какие-либо «злые силы» (журналисты, рыжие, правительство, законы и так далее), но никак не сами деградирующие.

"Варвары"

Постановка Валерия Гришко оказалась сильной, продуманной, с хорошо проработанным и объемно сыгранным текстом. Ну а начало особенно впечатляет: в узнаваемо размеренную жизнь скучающего городка Мямлин на берегу Волги (явный прототип Самары), врезается грозный клин надвигающейся беды. Эффектное решение с выездом на авансцену угла то ли дощатого корабля, то ли грузового ящика произвело фурор! Это инженеры приехали из столицы проектировать и строить железную дорогу. Если прежде обыватели сидели у реки, рассматривая проходящие мимо баржи, то теперь местность пронзит иная скорость и способ передвижения. Далее агрессивный «корабль» с грохотом раскрывается, совершенно меняя пространство сцены на светлое помещение внутри жилой комнаты Черкуна - главного героя пьесы. Нижегородцы и в жизни знакомы с подобным перестроем города, сносом старого во благо будущих выгод... Узнаваемость располагала, а темп держал нерв. Но это в начале.

Текст Горького справедливо купировали с сохранением целостности сути действия. В ярких и скупых красках познакомили с жителями Мямлина: трогательных, скучных и глупо-смешных – так, наверное, обычно провинциалы (то есть все прочие) представляются москвичам. В характерах и взаимоотношениях гостей также не было сомнений: молодой инженер Черкун не любит, но терпит возле себя красавицу-жену Анну Федоровну. За ней мигом начинает волочиться все местное мужское население. И в финале неизбежно, переводя жанр комедии в драму, погибает женщина из местного окружения, влюбленная в главного героя. Сразу же вспомнился сюжет спектакля первого дня фестиваля – «Проклятый сказочник». С совсем небольшой разницей в деталях, по сути, это одна и та же история о прогрессивном и деятельном человеке будущего, которому нет места в болоте бездельников.

Вместе с Черкуном приехал куда более опытный инженер, его старший товарищ - Цыганов, сыгранный этаким классическим фатом. Под маской изысканности и благородства, прячется разочаровавшийся в жизни алкоголик, умный и циничный сноб, готовый закрутить интрижку с местной дамочкой, а в финале выясняется, что он еще и казнокрад.

Впрочем, главная интрига действа крутится вовсе не вокруг соблазнения Черкуна эффектной племянницей местной помещицы - Татьяной Богаевской. Борьба за харизматичного мужчину интереснее получается у другой соперницы. Надежда Монахова цитирует амурные романы, ищет высокой любви - в ее понимании - и не стесняется, даже в присутствии мужа Маврикия, открыто навязываться Черкуну. Звездой этого вечера, безусловно, стала она! Наивная и придурковатая, возвышенная до карикатурности, эта женщина хочет быть роковой героиней, как в книге, чтобы из-за нее стрелялись мужчины, и возлюбленный лежал бы у ее ног. Она восхищала; было в ней много от Ларисы Огудаловой Островского.

Вторым запомнившимся образом по силе впечатления стал Василий Редозубов - властный отец сменял отношение к своему персонажу от презрения до жалости. Сцена с письмом «о гибели русского народа», мастерски сыгранной артистами старшего поколения, вызвала шквал аплодисментов! К слову, этого «письма» нет в пьесе, авторы спектакля дополнили некоторые моменты эпизодами из других произведений Горького.

Замаха первого акта спектакля, к сожалению, не хватило на вторую половину. Дальше развития характеров героев не получилось. Почти ничего не происходило по сюжету. Актеры играли в разной стилистике: от МХАТа пятидесятых и БДТ лучших лет Товстоногова, до современного сценического реализма нашего времени. Диалоги вязли в рутине и бессмысленности. Инженеры по работе ничего не делали вовсе, только пили, соблазнялись и опошливались. Желая изменить мир, Черкун сам запутался и опустился…

***

На обсуждении после показа высокое жюри не выносило категоричных оценок. С осторожностью критиковали менее удачный второй акт, говорили об остроте пьесы сегодня, разбирали актерские работы и вместе со зрителем восхищались работой Нины Лоленко и сценой с письмом в защиту народа. В итоге добротный самарский спектакль оценен положительно.

День пятый: несчастливы по-разному

От М.Горького к «Крейцеровой сонате» Л.Н.Толстого Тюменского драматического театра, далее к А.П.Чехову и «Трем сестрам» Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке - пятый день VII Российский театрального фестиваля им. М. Горького соединил три имени классиков русской литературы.

"Крейцерова соната"

Фестиваль движется от простого к сложному, от ранних произведений к более зрелым. Вечером 20 октября спектакли показывали сразу на двух театральных площадках. В Театре кукол представили непростой жанр монодрамы по мрачной «Крейцеровой сонате» Льва Толстого. Это смелый эксперимент режиссера Александра Брагмана. Актер Тюменского драматического театра Александр Тихонов проживает на сцене трагедию человека, размышляющего о природе любви и ненависти, поскольку личное несчастье его героя в браке привело к убийству жены. Саморазрушительная ревность, понимание, что рядом с тобой абсолютно чужой человек, скандалы и истерики, временное примирение и в итоге - сдвинувшийся в голове мир. Тяжелый и яркий монолог наедине с собой и со зрителем.

На основной сцене фестиваля - в академическом театре драмы им.М.Горького – в течение четырех с лишним часов царил Чехов. Зрителя медитативно погружали в пространство любви и надежды на прекрасное будущее, где будет немало разочарований и потерь. «Три сестры» Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке не боятся утомить зрителя подробным разговором, на сцене наслаждаются словом и местом действия. Сестрам так хочется «в Москву» из своего скучного мирка, а современным людям, порой, так не хватает атмосферы прошлого, которую режиссер Семен Спивак воссоздает мастерски! Ах, как прекрасны вечера за большим столом, под музыку и романсы, где офицеры неизменно благородны и умны, а женщины молоды и красивы.

Увы, по рельсам, установленным прямо посередине сцены, невозможно никуда уехать, вырваться. Если персонажи появляются или навсегда уходят – то исключительно по лестнице на заднем плане пространства. Четыре времени года и несколько прожитых лет: рождаются и умирают люди, герои внутренне меняются, а жизнь вокруг остается прежней. Счастье когда-то еще будет - впереди, как им кажется, но оно было, было в прошлом, причем в том, которое прошло вот только что - в первом акте. Остается ощущение от спектакля нежно-лирическое, на кончиках пальцев.

"Три сестры"

«Три сестры» - хрестоматийное произведение, где всё и все уже известны, и даже сам текст Чехова, как кажется, «устал» от обилия интерпретаций в театре и кино. Но этот спектакль С.Спивака, совершенно особый, объемный и трогательный. Он может утомлять чрезмерностью и намеренно неторопливым темпом, доводить до полного ощущения себя в том времени, почти век назад. Даже не зная, откуда приехал этот театр, по спектаклю, не глядя в программку, можно было точно сказать - это питерская атмосфера! Не все зрители, собравшиеся в этот вечер в зале, «дожили» до конца спектакля. Но на поклонах кричали «браво» и стоя благодарили за чудо театра!

Ольга ПЛАКСУНОВА.

День шестой: перекроенная логика и трагический балаган

На днях завершился, став уже историей, VII Российский театральный фестиваль «Максим Горький и его эпоха». Разъехались по своим городам гости — актеры, режиссеры, критики. Но осталась удивительная атмосфера творчества и праздника, которую подарил нижегородцам и гостям города этот во многом уникальный фестиваль.

Как уже сообщали «НН», в один из вечеров на сцене шли «Три сестры» Санкт-Петербургского театра на Фонтанке. Спектакль публика встретила восторженно и долго аплодировала стоя. А вот критики были не так единодушны, и спектаклю от них, в общем, досталось. И это несмотря на то, что спектакль идет вот уже десять лет на питерской сцене с аншлагами! Оказалось, у критиков есть свои претензии к этой постановке.

Надо сказать, что главный режиссер театра и постановщик «Трех сестер» народный артист России Семен Спивак не согласился с такой реакцией членов жюри. И на творческой встрече сказал, что свои эмоции по этому поводу он обязательно вставит в один из будущих спектаклей. Хотя, забегая вперед, скажем, что жюри все же не оставило театр на Фонтанке без награды. Исполнитель роли Чебутыкина в спектакле «Три сестры» Сергей Барковский получил диплом фестиваля.

Впрочем, на творческой встрече режиссера речь шла не только о спектакле «Три сестры», который, к слову, петербуржцам уже в Нижнем пришлось «перекраивать» под нашу сцену. Семен Спивак рассказал о том, что такое «театр для людей», почему режиссер должен быть представителем зрительного зала и почему он вот уже десять лет занимается йогой. А еще признался, что репетирует он с коллективом довольно долго: «Спектакль должен все время течь. Ведь высшее искусство - это музыка. И мы из слов пытаемся создать музыку. Поэтому у нас особая логика».

А вечером на сцене театра драмы зрители увидели еще один «гостевой» спектакль — премьеру московского Театра им. Маяковского «Последние» в постановке молодого режиссера Никиты Кобелева, который он обозначил как трагический балаган.

И действительно, на сцене нас ждал некий балаган о жизни и исканиях героев предреволюционной поры. Впрочем, явно осовременивая пьесу и делая акцент на ее психологическом начале, режиссер смело убирает сцены, где говорится о социалистах и тому подобных «приметах прошлого», зато в центре событий — история семьи. Мать, к образу которой всегда был неравнодушен Горький, ее по сути два супруга и дети (дочери еще и c «говорящими» именами Вера, Надежда и Любовь). Спектакль получился любопытным, хотя, на наш взгляд, все же и не дотягивающим ни до трагедии, ни до балагана. Стиральная машина в декорациях, клоунские колпачки на головах актеров и вязаная красная шапочка у няни создают сразу столько смысловых ассоциаций, что их хватит даже не на один спектакль. А вот трагедии при этом уже не получается. Ну, как тут не вспомнить сказанное Вознесенским, может быть, и про наше время: «Ирония! Тебе мы душу продали, не получив за это Маргариту».

Выручают актеры, среди которых были звезды сериалов, как, например, Анатолий Лобоцкий. А еще в этом спектакле сыграли легендарная Галина Беляева и продолжательница театральной династии Лазаревыхь - Немоляевых Полина Лазарева.

 День седьмой: о тех, кто критикует

Одним из самых интересных событий фестиваля для многих стали встречи и общение с мэтрами сцены и членами жюри. Вот и в этот фестивальный день актеры, режиссеры, журналисты и все, мечтающие писать о театре, были слушателями мастер-класса театрального критика из Питера Марины Дмитревской «О природе театральной критики».

Член жюри поделилась своими впечатлениями о фестивальных спектаклях, рассказала, что происходит сегодня в театральной жизни России и посоветовала, что делать начинающим критикам. Для тех, кто хочет знать, дадим совет от нашей гостьи: читайте Крымову, Туровскую, Смелянского - так можно воспитать хороший вкус.

Кстати, как рассказала Марина Дмитревская, в детстве она не собиралась быть театральным критиком, ей нравилось кино. Посмотрев «Гусарскую балладу», она тут же захотела стать артисткой, но мама посоветовала ей больше читать. И это, по словам Дмитревской, очень пригодилось ей впоследствии.

Из Нижнего критик увезла не только теплые воспоминания о фестивале, но и некоторые работы нижегородских коллег, а также театральный журнал, который с недавних пор издается в нашем городе.

Завершил день спектакль нижегородского театра драмы «Павел I», о котором «НН» уже недавно рассказывали. Членам жюри спектакль понравился, хотя на обсуждении многие признались, что над постановкой еще надо думать. Зато в этот вечер немало говорилось о истории, монархии и во многом неоднозначной фигуре самого Павла I.

 День восьмой, последний: в каком же веке театры-то живут?

Наверное, это был самый грустный день фестиваля - расставаться не хотелось никому. На итоговую встречу в театр драмы зрителей собралось очень много. «Даже погода испортилась», - смотря на пошедший за окнами снег, пошутили члены жюри. И поделились своими впечатлениями от фестиваля.

- Горький остается объектом для изучения, он нам еще много будет задавать вопросы, - сказал председатель жюри театральный критик, заслуженный работник культуры России Николай Жегин. - Я перечитываю его пьесы и вижу новые темы, проблемы, повороты. Поэтому у фестиваля, безусловно, есть будущее. И будущее интересное.

- Я была рада чувствовать, переживать, думать вместе с нижегородским зрителем. Публика на фестивале – умная. Она все понимает: живая, настоящая. А это очень важно для артистов, - призналась критик и театровед, профессор ГИТИСа член жюри Нина Шалимова. - Что же касается спектаклей, то все они соответствуют фестивальной программе «Максим Горький и его эпоха». Этого было очень непросто добиться. Здесь есть свои открытия и нюансы. Из увиденного выяснилось, что Горький как автор, писатель и драматург по мировоззрению, по настроению, по атмосфере своих произведений гораздо ближе «полномочному представителю» Серебряного века Мережковскому, чем представителям классического реализма Толстому и Чехову.

- Мне было интересно посмотреть, в каком временном поясе живут сегодня театры, на каком языке они разговаривают, - отметила Марина Дмитревская. - В рабочем плане этот фестиваль был для меня ценен, интересен, профессионально продуктивен, притом что на нем все же не случилось художественного открытия. Но мне очень понравилась одна актерская работа, которую мы наградили премией Левкоева. Это для меня серьезное художественное впечатление.

Этой работой стала роль Надежы Монаховой в спектакле «Врвары» в исполнении актрисы Нины Лоленко (Самарский академический театр драмы). А главная премия имени народного артиста СССР Евгения Евстигнеева «Талант» присуждена спектаклю Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького «Павел I», с чем мы искренне поздравляем всех создателей этой постановки.

Дипломами фестиваля отмечены также Нижегородский государственный академический театр оперы и балета им. А.С. Пушкина (за сценическую интерпретацию произведений М. Горького в балете), народный артиста РФ Виталий Стариков (за исполнение роли Ивана Прибышева в спектакле «Завороженное семейство» Белгородского государственного академического драмтеатра имени М. Щепкина), актриса Юлия Соломатина (за исполнение роли Любови в спектакле «Последние» Московского академического театра им. Маяковского) и заслуженный артиста РФ Сергей Барковский (за исполнение роли Чебутыкина в спектакле «Три сестры» Санкт-Петербургского Молодёжного театра на Фонтанке).

Оксана ЗЕМСКАЯ.

Кстати

В фестивале приняли участие 385 человек, около пяти с половиной тысячи зрителей посетили фестивальные спектакли. Каждый день в рамках театрального форума проходили творческие встречи, мастер-классы, семинары, обсуждения, в Музее-квартире А. М. Горького состоялся «круглый стол» «Горьковское наследие в контексте драматургии XX века», а в Русском музее фотографии открылась выставка «Горький и театр».

Следите за нашими новостями в удобном формате