Охотник тза диким мёдом

Охотник тза диким мёдом

"Культурных" пасечников в нашей области мно го. Тех, кто содержит пчел в ульях. Авот борт ников у нас раз два и обчелся. Настоящего борт ника можно встретить в лесу у сельца Санки, где живутпотомки мордвы мокши, лесного народа .
Звать его Михаил Шкарин, работник местного лесхоза, заядлый охотник и пчеловод
Свой первый улей в стволе дерева Михаил оты скал в 16 лет и с тех пор за нимается пчелиной охо той. Временами ему везет, и в лучшие годы за сезон он находит до пяти пчелиных семей:каждая давала от 5 до 20 килограммов отмен ного меда. Учитывая то, что такие пчелы не требуют ухода и на них не затрачено ни часа труда пчеловода, можно бы сказать, что его добыча дары природы .
Но не все так просто .
Михаил, как он сам го ворит о себе, лесной чело век. И в прежние годы, про мышляя с лайкой куницу, ещезимой примечал дупла в стволах деревьев, где не редко этот зверек устраива ет свое жилище и где могут прижиться пчелы. Чаще они предпочитают дуб, липу, ольху, осину, клен, реже березу. Слишком большие дыры и трещины в дупли стых деревьях замазываются глиной или закрываются ку ском коры. В таких приго товленных заранее местах пчелы селятся охотнее. Вот почему с наступлением се зона опытный охотник зна ет, где искать ему пчел .
Пчелиному охотнику не обойтись без дымаря, кото рым он "успокаивает" разо биженных на него насеко мых, а также сетки маски, которой он укрывает лицо и голову. Частенько Михаил берет с собой и роевницу такую вместительную посу дину из фанеры, чтобы со бирать в нее пчел, а не губить их, как делают некоторые охочие до дармового меда люди.
Обязательно нужна ему острозубая пила ножовка, а также топор им он выруба ет "окно", через которое и достает содержимое дупла .
Иногда приходится на месте мастерить лестницу, пользо ваться веревкой, вбивать в ствол крупные гвозди, если пчелиное гнездо находится слишком высоко.
Дошести семи метров можно лезть, говорит Ми хаил, а дальше не стоит .
Берет он дикий мед яс ными летними вечерами, так как в пасмурные и холодные дни пчелы более злы и аг рессивны. Впрочем, и в под ходящее время, несмотря на продуманную защиту и соот ветствующую промыслу эки пировку, охотнику достается на орехи, или, если хотите, на мед. Приходится терпеть многочисленные укусы по тревоженных пчел .
Один начитанный пчело вод сообщил, что мед, из ко торого удалили избыточную влагу, можно хранить века ми, что и делали при необ ходимости наши предки. Он тогда становится твердым, но при этом не теряет питатель ные и целебные свойства
Таким образом ценнейший продукт питания мог служить в прежние времена своего рода валютой или ценным капиталом, который, оказы вается, тоже прятали в зем лю
Лукояновский краевед Николай Аношкин вспоми нал необычный рассказ зем ляка. В 60 х годах прошлого века во время пахоты склона оврага у мордовского села Атингеева тракторист плугом нечаянно выворотил пласт, проделав отверстие в под земное помещение. Загля нув в него, он увидел бочки. В них то хранился мед .
Возможно, во времена помещичьей России, когда крестьян облагали натураль ным налогом, часть произве денной продукции они ста рались припрятать.Так и поя вился упомянутый тайник с медом, впоследствии по ка ким то причинам забытый
И потому, странствуя по лесу и перелескам, опуска ясь в глубокие овраги, Миха ил Шкарин и его колле ги бортники могут, если по везет, стать обладателями старинного медового клада .Почему бы и нет .

Справка "НН"

Бортью на Руси называли дуплистое дерево или дуплистый пенек, в котором водились пчелы. А борт ником назывался тот, кто добывал в них мед, отличаясь ловкостью и сноровкой. Промысел был опасным, и со всем не случайно сложилась такая присказка:"Кто уто нул? Рыбак. А кто упал с дерева и убился? Бортник".

Следите за нашими новостями в удобном формате