Возможности искусства недостаточно используются

Возможности искусства недостаточно используются

Возможности искусства недостаточно используются для формирования личности
Звенит третий звонок, гаснет свет, занавес открывается, и на сцене начинается театральное действо. Но тут раздается трель мобильника, ведь всегда находятся зрители, которые никак не могут расстаться со своими гаджетами.

Посвящение в зрители

Билетеры и администраторы нижегородских театров отмечают, что в последнее время выросло число зрителей, которые не умеют себя вести в храме Мельпомены. Люди не знают прописных истин, что театр начинается с вешалки (и нужно снимать верхнюю одежду), во время спектакля нельзя разговаривать, ходить по залу, включать мобильный телефон и особенно нетактично отвечать на звонки и мешать артистам. Эти элементарные правила поведения нарушают не только подростки, но и сопровождающие ребят взрослые - родители, учителя.
- Это связано с пробелом в воспитании поколения родителей, которые росли в непростые 90-е годы, - убеждена помощник главного режиссера по труппе театра юного зрителя Ирина Шаталина.
При этом востребованность театров сегодня очень велика, о чем свидетельствует тот факт, что билеты, особенно на детские спектакли, активно раскупаются. Хотя сегодня большинство нижегородцев воспринимают театр исключительно как развлечение, веселое времяпрепровождение.
Молодые папы и мамы не задумываются о том, что театр - это прекрасный инструмент воспитания. На наставления взрослых дети часто не реагируют, потому что их не слышат. А спектакль дает возможность поговорить о жизни, порассуждать о том, что хорошо, а что плохо, спросить ребенка, как бы он поступил на месте героя.
Живое искусство заставляет зрителя отождествлять себя персонажами спектакля.
- Когда я болела, все время вспоминала олененочка Бэмби, и мне становилось легче, - рассказывала маленькая девочка из Донбасса, которая волей судеб оказалась в Нижнем Новгороде и стала настоящей поклонницей этого спектакля.
Между тем нередко бывает так, что родители и педагоги приводят детей на спектакль, а сами отправляются в буфет или сидят в фойе, не желая смотреть спектакль вместе с детьми.
В советское время хорошо понимали, что театр - значимая единица на идеологическом фронте. Тогда была введена должность организатора воспитательной работы с детьми и подростками. В провинциальных театрах, как правило, было два таких педагога, а в столичных московских и ленинградских - пять, а то и семь человек. Педагог-организатор работает в Нижегородском ТЮЗе и сейчас.
- Это посредник между школой и театром. Встречи с артистами, знакомство с закулисьем, обсуждение увиденного спектакля - все это может предложить педагог-организатор. Раньше, в советские времена существовала традиция - ребят посвящали в зрители. Слова клятвы хором произносил весь зал. Тогда была продуманная система приобщения ребят к театру, а сейчас ее нет. Раньше связь школы и театра была более тесная. А сейчас молодые педагоги порой не готовы тратить свое время на посещение спектаклей классом и считают такой поход более уместным разве что во время уроков. Но директора школ не всегда готовы жертвовать учебным временем и отпускать классы с занятий. Театры, конечно, приспосабливаются. Теперь не редкость, когда спектакли начинаются в 12.00, 13.00 вместо привычных 14.00, - рассказывает Ирина Шаталина.

Спектакль требует подготовки

Недавно в Нижегородском ТЮЗе состоялась премьера комедии "Горе от ума". Этот спектакль может стать подспорьем учителям литературы.
- После его просмотра книга стала гораздо понятнее. Я даже не ожидала, что там столько смешного, - делились ребята, посетившие театр.
Однако нередко в школах после просмотра спектакля ребят заставляют делать письменные работы. Это вызывает у них отторжение к театру и порой на всю жизнь. Любовь к этому искусству должна идти из семьи. Поэтому гораздо лучше, когда на спектакль ребенок приходит с родителями.
Посещение театра классом имеет как свои плюсы, так и минусы. Конечно, совместный выход сплачивает класс, но с другой стороны, в окружении сверстников бывает сложнее показать свои чувства. Подростки, особенно мальчики, стесняются своих эмоций, поэтому в самые драматические моменты спектакля можно услышать смех и иронию.
К походу в театр ребенка нужно готовить. Важен настрой, ощущение праздника. Но случается, что детей могут привести на спектакль в спортивной форме, что, конечно, неправильно.
Малыша 3 - 4 лет надо заранее предупредить, что, когда начнется сказка, в зале выключат свет. С юным зрителем лучше заранее прочитать книгу, по которой поставлен спектакль. Когда ребенок повзрослеет, то знать произведение необязательно. Может быть, наоборот, спектакль подтолкнет его к прочтению художественного произведения. Родители подростков часто жалуются на то, что не знают, о чем говорить с их повзрослевшими детьми. "Вечные" проблемы человеческих отношений, разыгранные в спектакле, - это прекрасная тема для общения.
Чтобы не отбить охоту посещать театр, важно, чтобы спектакль соответствовал возрасту. В детских театрах все спектакли делятся на три группы - для самых маленьких, для ребят школьного возраста и для взрослых; в эту, последнюю категорию входят и старшеклассники.

Лечит души

Театр не только воспитывает, но и лечит. В психологии есть целый ряд методов и методик, так или иначе связанных с храмом Мельпомены. С их помощью дети и взрослые успешно решают свои проблемы. Один из таких методов групповой терапии - психодрама. Его изобрел уроженец Бухареста врач-психотерапевт Джей Эл Морино (настоящее имя Якоб Морено Леви). Он очень действенен в разрешении семейных проблем и помогает снять груз невысказанных слов и избавиться от чувства вины. В России психодраму как метод лечения начали применять в 90-х годах прошлого века. Применяют ее и в Нижнем Новгороде.
- Я пыталась разобраться, почему мне не добиться желаемого, стать такой, какой хотелось бы, - делится своими размышлениями нижегородка Мария Зимина после участия в психодраме. - Меня попросили выбрать из сидящих вокруг людей того, кто похож на мой идеал. Потом стали выяснять, насколько мы далеки. Я и выбранный "идеал" разошлись по разным углам комнаты. Это показывало, что я хочу от себя невозможных вещей и нужно ставить более реальные цели. Так я нашла подтверждение тому, что корень зла кроется не в моей лени, а в том, что у меня нет мотивации к учебе.
Еще один психологический метод - сказкотерапия. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. Для влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки - русские народные, авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные... Иногда специалист предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Так можно узнать о переживаниях детей, которые они сами толком не осознают или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Психотерапию как метод могут использовать родители самостоятельно. Например, ребенок стал раздражителен, груб, капризен или агрессивен. Назидания здесь не помогут. Но можно придумать или найти в Интернете сказку, которая поможет чаду измениться. Сначала описываем героя, похожего на сына (дочь) по возрасту и характеру (придуманная сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик (девочка), очень похожий на тебя..."). Далее показываем жизнь героя в сказке так, чтобы малыш сам увидел сходство со своей жизнью. Затем выдуманный нами герой попадает в ситуацию, связанную с реальной проблемой ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и т.п.). Словом, приписываем герою переживания своего чада. Затем сказочный персонаж (а с ним и ребенок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.

Александра МАХЛИНА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Авторитетно

Елена БУНКОВА, психолог-педагог частной образовательной организации дополнительного образования детей и взрослых "Сема":
- Театр для детей - это прежде всего аспект культурно-эстетического воспитания. Он необходим для профилактики психологических расстройств и психоэмоциональной коррекции. Театр помогает справляться со своими эмоциями, учит выстраивать межличностные отношения.
Метод "сказкотерапия" считаю очень действенным. Ко мне приходит малыш, и я прошу его закончить сказку. Если конец, предложенный ребенком, несчастливый, то это говорит о его проблемах, страхах. Я практикую в своей работе такой вид арт-терапии, как песочная терапия. Она дает толчок развитию навыков общения, позволяет выразить скрытые переживания. Играть с песком любят даже взрослые. Используется не только песок, но и вода, различные фигурки, бусинки, детская посудка. Психолог дает задание создать модель мира. Ребенок выбирает понравившуюся фигурку и себя с ней ассоциирует. Это помогает увидеть семейные проблемы, учит ребенка разрешать конфликты. Кроме того, эта методика расслабляет, подавляет синдром эмоционального выгорания.

Следите за нашими новостями в удобном формате