Выйдя на сцену Нижегородского театра кукол, замечательный артист, сатирик Вадим Жук прочел лишь одно свое стихотворение, потому как в тот вечер был в амплуа ведущего концерта. Ну а концерт этот был, ни много ни мало, «Капустные сливки» - хитовый дайджест фестиваля «Веселая коза». Перед тем как начать представлять публике артистов, Вадим Семенович уделил время корреспонденту «Нижегородских новостей».
В счастливом ожидании
- В одном из своих интервью вы сказали, что ненавидите современную эстраду…
- Да, так оно и есть.
- Что же именно является объектом таких эмоций – вокальная эстрада, разговорный жанр… и в чем причина?
- Разговорный жанр я ненавижу тем более. По крайней мере, когда я его регулярно смотрел, это была истинная дрянь. Дроботенко, Петросян, выпускники технических вузов, бесконечно играющие свои КВНы – это раздражает. Я стал злобным старикашкой, и теперь воспринимать это просто не могу. Что касается песенной эстрады, я не очень в ней компетентен, но то, что до меня доносится – это ужасно. Пропала голосовая культура, чудовищно много кривляния и самопиара. Очевидно, что есть какие-то талантливые люди, но я их просто не знаю.
Впрочем, настоящий юмор, несомненно, существует. Русская литература и, следовательно, русский характер наклонны к юмору, к самоиронии, шутке. Необязательно искать юмор на эстраде, можно увидеть его в литературе, в социальных сетях, в кино понемножку. В «Фейсбуке» я увидел картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» с надписью: «Враги России пишут письмо врагам России». По-моему, это бесконечно смешно, это хороший, политически заостренный юмор. Если я захочу смешного, буду читать Зощенко, Диккенса – в мировой литературе хватает, чем отвести душу.
Юмор – очень сложная, очень нежная вещь. Гена Хазанов как был ужасно смешным, блестящим актером, так им и остался, и произносит вполне достойные тексты. Есть писатели, которые работают весело и хорошо. Просто массовый юмор никогда смешным и не был, а с появлением телевидения все залило волной массовой пошлости. Ну а штучные вещи остаются штучными вещами.
- Не могу не вспомнить ваши ужасно смешные стихи…
- Смешные стихи – не единственная область, в которой я работаю. Хочется поговорить о многом. Я пишу много политических стихов, смешных, злых… и понимаю фразу Маяковского о том, как он наступал на горло собственной песне: мне тоже больше нравится писать стихи про прекрасных женщин, про травинки, про детей, потому что нет ничего лучше. Я люблю и чувствую природу, поражаюсь существованию рядом с мужским миром пленительного мира женского, и писать об этом можно бесконечно…
Затем, я работаю для театра, и сейчас нахожусь в счастливом ожидании двух премьер. Одна пройдет в театре музыкальной комедии Екатеринбурга; это спектакль «Веселые ребята», который с десяток лет назад написали мы с Игорем Иртеньевым, а музыку создал Макс Дунаевский, добавив к отцовской музыке дюжину своих номеров. Для театра «Школа современной пьесы», с которым сотрудничаю многие годы, мы с Максом Дунаевским написали оперу для драматических артистов по одной из лучших в мире русских книжек – «Шинели». Башмачкина будет играть Альберт Филозов, придуманного мной персонажа, кухарку Марфу – Татьяна Васильева. Я очень этим проектом горжусь, и вообще есть особая, большая радость, когда твой текст произносят настоящие, большие актеры. Они ведь добавляют очень много такого - тонкого, актерского, специального – о чем ты даже и не подозревал, и слова обретают совершенно иной смысл, потому что они столкнулись с чужой – тонкой, интересной - ангельской душой.
И в конце января в столичном издательстве у меня выйдет книжка «След в след, или Любовь к классике». Я очень люблю русскую классику, написал много вещей в соприкосновении с ней, и все они там собраны.
Сравнить себя с героем
- Зачем нужно читать классику, и, в частности, русскую литературу?
- Затем, что мир, в котором мы живем, образовался очень недавно, всего два тысячелетия назад. До того было примерно сорок веков перехода от пещерного состояния к сравнительно цивилизованному. Базис нашего бытия - любовь к человеку и сострадание. Ничего важнее быть не может, и это не изменяется, что бы нам ни казалось с появлением компьютера. Тончайшие вещи, человеческая душа, биомеханизмы существуют на протяжении столетий. И сравнивать свои чувства и ощущения с героями греческих мифов, романов Толстого и Достоевского, стихов Пушкина – это самая лучшая игра, и ничто ее не заменит.
- Вам бы в Год литературы говорить об этом со сцены…
- А у меня появились студенты. При «Союзмультфильме» образовались курсы повышения квалификации для аниматоров: ребята, уже закончившие ВГИК и наполучавшие кучу премий, там совершенствуются. И блестящий режиссер Миша Алдашин, худрук «Союзмульфильма», мне сказал: «Рассказывай им все, что хочешь. Пусть просто слушают хороший русский язык». И я, правда, стал им говорить обо всем что хочу. Три занятия по два с лишним часа мы говорили про Гоголя. Потом про античную литературу. Пару занятий я намерен посвятить пьесе «Гамлет». Если есть к этому какой-либо анимационный материал, мы его смотрим. Нету – так обходимся. Мои студенты – талантливые, живые люди, но у них имеются потрясающие дырки в образовании. Они не знают очень многого из того, что им должно бы знать. Ведь в руках режиссера сходятся все нити. Например, он объясняет творческую задачу художнику и композитору и, значит, обязан блестяще знать изобразительное искусство и музыку. Я хочу дать им все то, что знаю по поводу литературы, чтобы в итоге они делали лучшее кино.
Классику надо знать, потому что ты сам станешь классикой, если сделаешь шаг к ней навстречу. Иногда человек даже не предполагает, какое количество открытых дверей существует в его душе, в его разуме. Правда, обычно они болтаются по ветру, эти двери, а надо заманивать в них знания и чувства, которые нам никто лучше, чем классическая литература, не даст.
Мария ФЕДОТОВА.
Фото автора.
Автор благодарит арт-директора фестиваля «Веселая коза» Сергея Кабайло за возможность эксклюзивного интервью.
Справка «НН».
Вадим Семенович ЖУК - актер, сценарист, поэт. Родился 30 января 1947 года в Ленинграде. Окончил ЛГИТМиК как театровед. Работал художественным руководителем театра «Четвертая стена» в Санкт-Петербурге. Вместе с Михаилом Жванецким вел телепередачу «Простые вещи». В соавторстве с Сергеем Плотовым писал сатирические куплеты. Автор либретто мюзиклов, оперетт, капустников, театральных вечеров, сценариев к мультфильмам. Снимается в кино («Звезда пленительного счастья», «Сирано де Бержерак», «Тимур и его коммандос», «Тяжелый песок», «Поп»).