На нижегородскую оперную сцену выпускают потрясающую «Бабу»

На нижегородскую оперную сцену выпускают потрясающую «Бабу»

«Были у меня такие «подружки» – старушки из ансамбля «Вдохновение». Когда-то я сделал про них передачу, которая называлась «Поющий автобус». Съемки проводились в автобусе, бабушки в страшных костюмах пели замечательно лиричные песни и рассказывали про свою жизнь. А через много лет я посмотрел записи и понял, что это готовая пьеса. Сел и за три дня ее написал, в процессе – смеялся и плакал. Сегодня тех бабушек уже нет, а пьеса живет». Так драматург Николай Коляда рассказывает о рождении потрясающей, уморительной и вместе с тем пронзительной пьесы «Баба Шанель».

Дорасти бы до публики

Теперь вернемся на пару недель назад. В Нижегородской опере вовсю шла «Болдинская осень», и как-то сама собой в обсуждениях всплыла тема приверженности театра традициям – причем в контексте «а правильно ли потчевать зрителей пищей духовной, произведенной в позапрошлом веке». В итоге директор театра Анна Ермакова произнесла монолог, который, наверное, можно назвать пламенным credo истинного радетеля культуры.

- Мы всерьез озабочены тем, какой социальный капитал создается благодаря деятельности нашего театра. Оперный театр – очень дорогая игрушка, которая обходится государству во многие миллионы рублей, и важно, каким итогом отзовется наша работа в сердцах и душах тех, кто приходит в театр. Разумное ли, доброе, вечное посеем, или искорежим вечную классику, распространяя сомнения и неверие?

Именно поэтому нижегородская опера старается придерживаться классических традиций, которые заложены в том числе стоявшим у истоков театра Борисом Александровичем Покровским.

В эпоху тяжелых времен, которые пришли с перестройкой, когда многое ломалось, трещало и разрушалось, наше творческое руководство оказалось в очень сложной финансово-экономической и хозяйственной ситуации, и было принято единственно верное - как показало время – решение следовать традициям классической культуры. В свое время этот курс вызвал шквал отрицательных оценок театра. Нас упрекали в консерватизме, ретроградстве, говорили, что мы похожи на музей, который не вызывает у прогрессивной публики никакого интереса и предрекали нам скорую гибель за ненадобностью. Но прошли годы. Мы по-прежнему верны традициям. Труппа молодеет, и, что особенно ценно, молодеет зритель.

Еще один важный момент – уважительное отношение к публике. Выходя на сцену, артист каждый раз на сцене играет как последний раз, и поэтому зрители нам благодарны. И даже когда у нас что-то не получается, публика нам это прощает, потому что ни один живой организм не способен работать без ошибок. Мы открыты зрителю. Есть театры, где спектакли создаются без учета мнения публики, где считается, что если она не аплодирует – значит, она якобы еще не доросла до этих спектаклей. Я считаю, что наша публика серьезная, образованная, и не им до нас, а нам до них нужно дорастать.

Так как наши зрители представляют все возрастные и социальные категории, в нашем репертуаре представлен особый набор спектаклей. Посещая их в определенной последовательности, можно повышать свой культурный уровень, поднимаясь, словно по ступенькам знаний, с «Терем-Теремка» до «Бориса Годунова».

Эксперименты неизбежны

- При том, что в нашем репертуаре присутствует полный набор оперной и балетной классики, мы регулярно ставим принципиально новые произведения, - переходит Анна Дмитриевна к репертуарным новинкам. – Давайте оглянемся буквально на два сезона назад. Специально для нижегородского оперного театра болгарский композитор Кирил Ламбов написал балет «Маленькая фея» по произведению Горького «Сказка о маленькой фее и молодом чабане», и в паре с балетом «Нунча», написанным также Ламбовым и также по Горькому, эти спектакли идут у нас в программе «Истории любви». Нигде больше в мире балеты по произведениям Горького не идут, тем более в таком объеме! Про «Коко Шанель», еще одну уникальную постановку, музыку для которой написал прекрасный нижегородский композитор Эдуард Фертельмейстер, нечего и говорить – о ней сказано очень много. Совсем недавно мы осуществили мировую премьеру оперы Ширвани Чалаева «Казаки». Сейчас специально для нас пишет музыку Владимир Качесов – в 2017 году мы поставим спектакль по очень тонкому, лирическому и одновременно философскому, всем известному сюжету с рабочим названием «Безымянная звезда». Параллельно он пишет для нас русский водевиль по произведению Островского «Красавец мужчина». Как видите, мы стараемся взять все лучшее что есть в мировой классике и рассказать зрителям языком оперного и балетного искусства. Ну а если после спектаклей люди захотят прочитать первоисточник – это будет прекрасно.

В самом скором времени у нас состоятся еще две премьеры. На январь запланирована «Анна - Марина» современного композитора Леонида Клиничева… Любой театр должен экспериментировать, и у нас есть некоторое количество безумно талантливых, очень интересных «возрастных» актрис. Именно они создавали славу нашему театру. Это были такие «первачи», которых свет не видывал! Когда, например, Лариса Зырянова спела Чародейку в Москве, ее услышал министр культуры и удивился: «Как, она все еще заслуженная?». Наутро она проснулась народной артисткой, и уже в новом звании завершала гастроли. И вот для актрис такого уровня мы взяли удивительно тонкое, но вместе с тем драматичное произведение Николая Коляды. Эта пьеса с успехом идет на парижской сцене, но почему-то пока проходит мимо российских театров. Я сама застала эту пьесу в театре антрепризы Андрея Миронова в Питере, увидела, как в этом спектакле играют великолепные актрисы, и подумала: «А ведь наши-то ненамного хуже…». И мы взялись репетировать «Бабу Шанель».

На афише – хохломская роспись, символизирующая «бабу»: настоящую, русскую, сильную, которая прошла большую и непростую жизнь, работала, воевала, пахала, таксовала – а потом такие вот бабы вышли на пенсию, собрались в ансамбль и поют. И хорошо поют! Наш хормейстер подобрал музыку, совершенно иную, чем в мироновском театре, что понятно: драматические артисты никогда не споют так, как оперные. Уверена, что это будет событием в жизни города. Наши прекрасные артисты, которые последнее время, возможно, чувствовали себя немного не у дел, теперь востребованы…

Режиссером-постановщиком спектакля стал Дмитрий Суханов, художником-постановщиком - Андрей Крутов. В главных ролях – легендарные солистки нижегородской оперы: народная артистка РСФСР Лариса Зырянова, заслуженная артистка РФ Вера Сурикова, Антонина Бородаева.

Премьерные спектакли состоятся 17, 20, 26 и 29 декабря.

Мария ФЕДОТОВА.

 

Следите за нашими новостями в удобном формате