В этом музее под открытым небом есть все, необходимое для жизни: дома, амбар, овин, конюшня, мельница, русская печь, церкви, огромные просторы и чистый воздух. И еще есть надежда, что все это богатство кому-нибудь нужно. Потому что невозможно представить, чтобы эти хранители памяти о прошлом в недалеком будущем умерли естественной смертью. О проблемах музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья мы говорим с его директором Мариной БУГРОВОЙ.
- Марина Станиславовна, в последнее время было много разговоров о создании в вашем музее целой улицы из построек XIX века, перенесенных из центра города. Фактически же мы имеем только Дом Клочковой с Варварской, 27, да и тот пока не восстановлен…
- Такая улица могла бы стать у нас зоной приема посетителей: там разместились бы администрация музея, касса, сувенирная лавка. Есть у нас и план совместного с инвесторами использования этих зданий. В них бы нашлось место для ателье по пошиву исторических костюмов или книжной мастерской, аптеки или фотоателье в старинном стиле, дома художественных промыслов или клуба исторической реконструкции. Инвесторы разделили бы с музеем расходы на содержание этих домов… Но пока перенесен только один дом. Договор о его переносе был заключен еще в 2005 году.
По договору музей должен был получить готовый объект, потому что перенос и реставрацию брал на себя застройщик (фирма "Абрис"). Но первый опыт работы с ним не очень приятный. Из-за того что дом 2 года не переносился и успел пострадать от пожара, суммы, предусмотренной договором, для полной реставрации недостаточно. Вероятнее всего, финансово участвовать в восстановлении придется самому музею. Этой осенью дом подведут под крышу и оставят сруб "устаиваться" до весны. Тогда уже начнется внутренняя отделка. А всю зиму дом придется охранять, причем опять же на средства музея.
- Часты ли у вас зарубежные гости?
- Приезжают почти каждый день в основном небольшими группами. Из Европы, Америки, Китая, Индии… Честно говоря, водить их здесь стыдно. Хотя стыдно перед любыми посетителями, ведь скрыть плачевное состояние музея уже невозможно.
- А с какого времени начался упадок?
- Музей был открыт в 1973 году и первые 10 лет развивался интенсивно. Привозились дома, проводилась реставрация, собирались экспонаты.
Хотя, например, проблема с землей здесь существовала всегда. Это лесной фонд, где вырубки производить запрещено. Но дома, заросшие деревьями, разрушаются. К тому же со склона на Горбатовской улице к нам текут сточные воды. Но настоящие проблемы начались, когда в 1990-е рухнула система государственного финансирования и развалились реставрационные мастерские. Многие музеи, пережив упадок, начали возрождаться, а у нас проблемы только усугубились.
- Почему? Все дело в том, что требуются большие вложения?
- Моя точка зрения: если мы государственный музей и мы храним государственный фонд, то сохранение, изучение и популяризация коллекции должны финансироваться государством. Хотя бы на 60 - 70 процентов. Так принято во всем мире.
- Насколько помогает государство?
- Большая благодарность областным властям: в этом году было выделено 500 тысяч рублей на реставрацию кровли Дома Обуховой.
- Почему повезло именно этому домику?
- Потому что суммы хватило только на эту работу. У нас есть уникальный по конструкции и убранству Дом Павловой, но полумиллионом рублей там бы не обошлись. Всего в музее 15 объектов, из которых 12 находятся в аварийном состоянии. Один объект - Дом Салтыковой (это конец XVIII - начало XIX века) - мы утратили безвозвратно из-за поджога в 1998 году. Покровская церковь, которую подожгли в 2002 году, - памятник федерального значения, и ее реставрация до сих пор финансируется из федерального бюджета. Работы должны закончиться в 2008 году. Но вот, например, ветряная мельница-толчея - таких почти нигде не сохранилось, этот высоченный сруб вращается вокруг своей оси - в аварийном состоянии уже 10 лет. Эта махина держится на одном столбе, на честном слове.
- А как обстоят дела в аналогичных музеях других городов?
- В России музеев под открытым небом немного - несколько десятков. И все имеют стабильное финансирование реставрационных работ. Прежде всего это касается музеев федерального значения: в Кижах, Малых Карелах, Владимире, Суздале, Новгороде. Но и региональные музеи могут нормально существовать. В хорошем состоянии, например, музей в Марий Эл. В Перми музей за городом на 50 гектарах тоже проблемный и цены на реставрацию там тоже высокие, но состояние музея гораздо лучше. Аналогично и в Вологде…
Наш музей расположен в уникальном месте: это же лесопарковая зона в центре мегаполиса! У нас в городе не так много мест для семейного отдыха. А здесь помимо музейной зоны, где проводятся экскурсии, могла бы разместиться стилизованная деревня "а ля рус", где можно устроить и трактиры, и чайные, и костюмированное реалити-шоу. Думаю, перспектива у музея есть, главное, чтобы он был кому-нибудь нужен. Ну, собираются же в Коломенском возводить Дворец Алексея Михайловича, хотя даже его чертежи не сохранились. И ведь построят!
Беседовала Ольга ГОРНОВА.