Параллельный мир

Параллельный мир

Клетка Советского районного суда странным образом напоминала площадку молодняка в зоосаде. И не только потому, что десятеро втиснутых туда людей были действительно молоды. Другое обращало на себя внимание: их удивительная "разнопородность". Хищники всех мастей с несмываемой печатью зоны на лицах мирно соседствовали с вполне "травоядными" перепуганными юношами, впервые оказавшимися на "черной скамье" и чувствовавшими себя явно неуютно.
Зал был битком набит родными, друзьями и просто сочувствующими. Десятеро адвокатов, примостившихся в уголке, довершали экзотичность картины… Статьи, вменяемые ребятам, разнообразием не отличались: в основном 161-я и 162-я - грабежи и разбои.
Конечно, зал судебных заседаний не цирк (на драмтеатр больше похоже), но все же наблюдать за сидящими в клетке было и любопытно, и жутковато-весело. "Черным" юмором пропитаны были и сухие строки обвинительного заключения. Естественно, следователь, писавший сей серьезнейший документ, ни о чем подобном не думал - просто так вышло.

"Организованное преступное образование"

Собственно, комизм (пусть "черный") ситуации лучше всего можно определить выражением "все как у больших". Двадцатитрехлетний Сережа (до приговора фамилий и точных данных фигурантов мы не называем), отбывший небольшой срок за разбойное нападение, решил "рационализировать" свою деятельность. Для этого парень, обладающий, видимо, неплохими организаторскими способностями, надумал сколотить организованную группу.
На Автозаводе (60 процентов судимых нижегородцев там проживают) для этого нужны лишь связи - и минимум старания. Уже через месяц-другой под началом Сергея были трое ранее судимых бойцов и бордовая "шестерка". Каждый рейд тщательно продумывался, "проговаривался", обсуждался в кафешках автозаводского парка. Тщательно распределялись роли. "Все как у взрослых!"
Специализировалась команда, впрочем, на деле, с которым вполне справляются самые "неорганизованные" преступники, - на мелких уличных грабежах. Забегая вперед, скажем, что совокупная прибыль от 15 грабежей, инкриминированных нашим героям, не составила и сотни тысяч рублей. Но об этом позже.
Действовали "маленькие разбойники", отдать им должное, вполне грамотно: из упомянутых пятнадцати грабежей и разбоев только один совершили на родном Автозаводе. Обычно же "работали" следующим образом: садились в автомобиль и ехали куда-нибудь подальше - в нагорную часть или в Сормово. "Вдали от родины" принимались они буквально "подметать улицы": отлавливали одиноких, прилично одетых прохожих и грабили их.
Как правило, один из ребят подходил к жертве и представлялся сотрудником милиции. Поскольку никто ему не верил (видели бы вы этого "милиционера", дебил, и тот не поверит!), то в дело вступала вся группа. Заканчивалось тем, что жертва, изрядно отметеленная и потерявшая сознание, оказывалась на земле, а в карманы бандитов перекочевывали деньги, мобильный телефон, а в нескольких случаях и документы.
Состав группы варьировался: одни "спрыгивали", другие включались в деятельность. Величиной постоянной были лишь двое - лидер Сергей и водитель "шестерки" Дмитрий. И состав-то был самый разношерстный: от 28-летнего уголовника, отмотавшего "восьмерик" за убийство, до 20-летнего студента технического университета, видимо прирабатывавшего к стипендии…

Их подвиги…

Прилично одетый парень стоял на автобусной остановке неподалеку от "Электрона". Собственно, ему и ехать-то было всего ничего - до "Медицинской". Ошивавшийся тут же юноша с простодушным лицом завел беседу - ни о чем, потом предложил поймать такси. Собеседник его согласился. Через минуту новые друзья уже загружались в неприметную бордовую "шестерку".
А еще через минуту парень, избитый до потери сознания и обобранный дочиста, без денег и документов, лежал в сугробе на дне двора-колодца, куда завезло его "такси". Сама же машина медленно двинулась по проспекту в поисках очередной жертвы…
Каковую и отыскала в районе Тобольских казарм, в пяти минутах езды от места первого преступления. Двадцатисемилетний частный предприниматель, когда от него потребовали "поделиться", не стал изображать из себя героя, достал деньги, мобильник, документы. Это не спасло его от избиения: ребята не рисковали. Если человек остался на ногах, есть риск, что он сразу же побежит в милицию. А избитый, задавленный, запуганный и соответственно ничего не запомнивший ежели в органы и обратится, то с опозданием. А то и вовсе связываться не захочет…
Расправившись с незадачливым предпринимателем, хлопцы свернули на улицу Бекетова, потом на Панина… На их пути оставались избитые и ограбленные; в один только декабрьский день было совершено то ли пять, то ли шесть разбойных нападений, большинство - в Советском районе.
"Работала" братва и в заречной части, именно там, в Канавинском и Московском районах, в лапы "рыцарей с большой дороги" попали две девушки. Одна из них занервничала - и дело закончилось свирепым избиением. Вторая хладнокровно отдала грабителям дешевую мобилу и сумочку с косметикой - и это был с ее стороны шаг совершенно правильный. Закричи она, попробуй бежать - не поздоровилось бы и ей. А так тихо, интеллигентно, даже с улыбкой обчистили у девочки карманы, да и отпустили с Богом, еще и извинились: "Прости, сестричка, работа такая!"
Третью девочку ограбили у себя на Автозаводе. Впрочем, это преступление стоит несколько особняком, и о нем, думается, следует рассказать подробнее: и для характеристики "нравов", и в качестве предупреждения любительницам знакомиться в злачных местах с кем попало.
Началось с того, что сам "пахан", Сережа, познакомился с юной красавицей. Опытный глаз бывалого разбойника сразу заметил, что девушка обвешана всякими изделиями "из желтого металла", как средних размеров новогодняя елка. Дальнейшие действия просчитывались на раз: парню пришло в голову инсценировать… собственное ограбление.
Задумано - исполнено: темною ночью на выходящих из подъезда своего дома Сергея и его подругу напали двое в кожаных куртках. Первым ударом "вырубили" кавалера, а затем долго обрабатывали даму. В итоге последняя лишилась мобильного и ювелирных украшений на сумму порядка 20 тысяч рублей - самый крупный "навар" наших героев. Его двое налетчиков и разделили с волшебно воскресшим Сережей… Этот эпизод не стоит даже и комментировать: нравы наших доморощенных "флибустьеров" в нем - как в капле воды….

Размышления в зале суда

Задерживали наших героев начиная с декабря прошлого года и вплоть до конца весны этого. Задержали не всех: проходят по делу и "не установленные следствием лица", минимум двое, а может, и больше. И деятельность шайки явно не ограничивается вошедшими в обвинительное заключение 15 эпизодами: есть данные, что эпизодов оных больше сотни. Что-то еще не доследовано, что-то "недодоказано", простите за аляповатый неологизм.
Естественно, подсудимые вину признают "частично" - каждый по одному эпизоду, на котором с поличным взят или по которому доказательства железные. Как обычно, жалуются на "давление со стороны оперативников": думается, в скором времени опять услышим мы страшные сказки об операх-"гестаповцах", зверски пытающих ни в чем не повинных мальчиков… Все, короче, как обычно.
И не об этом речь. Интересно другое: если раньше организованные преступные группы занимались вещами достаточно серьезными (рэкетом, крупными грабежами, наркотиками), то создать образование с зачатками организации, занимающееся, по сути, рывками мобильников, - это уже что-то из ряда вон. Прибыль с каждого "дела" у ребят была копеечная, и претензий на что-то покрупнее у них не было. Отсюда, кстати, и многочисленность эпизодов: будь "дел" меньше, не стоило и начинать, зарплаты сейчас и то больше, чем в среднем доставалось члену шайки от "гоп-стопов".
Второе, и тоже не слишком частое: из десятерых подсудимых безработных было всего трое, а судимых - пятеро. Обратный подсчет проведем: семеро разбойников были вполне социализированы, а пятеро -половина - прежде не сталкивались с законом! И несовершеннолетних в шайке не было. Какие бы ни были организаторские способности у лидера образования, но нужны же ведь и исполнители, которые пошли бы (и пошли!) за ним. Среди этих исполнителей - обычные молодые люди. Закончил ночную "работу" - и пошел на службу, на учебу, от нормального человека и не отличишь… На "соблазненную неопытность" тоже не сошлешься: что отнимать чужое нехорошо, что бить ограбленного до потери сознания (буквально и целенаправленно) нехорошо, а совершать это систематически и вовсе плохо, - кажется, может понять любой.
То есть смертельно опасный для каждого из нас "параллельный мир" пополняется не только "неблагополучными" ребятами. Он растворен в обществе, среди нас. Четких - да никаких! - границ нет. И легкость, с которой из нашего мира переходят люди в параллельный, - симптом тревожный. Даже в жутковатые 90-е граница между "ними" и "нами" была не так размыта…
Игорь ГРАЧ.


Следите за нашими новостями в удобном формате