Сегодня пластиковые карты прочно вошли в нашу жизнь наравне с компьютерами и прочими гаджетами. Многие предприятия практически в обязательном порядке переводят своих сотрудников на карточную систему, ибо это сводит к минимуму контакт с "живыми" деньгами. Но найти управу на "карточных" аферистов пока не получается. У них по-прежнему развязаны руки. Картовладелец, конечно, может утешать себя мыслью, что жертвой жуликов может стать кто угодно, но только не он, но это не более чем самовнушение.
Лазейки для обмана
С каждым годом виртуальные мошенники становятся все изобретательнее, умудряясь всякий раз находить новые и неожиданные лазейки для обмана.
- Я тоже стала жертвой мошенников, - рассказала наша читательница Анна Ивановна. - Очень нужны были деньги на лечение, вот и опубликовала сообщение вместе с фотографией на "Авито" о продаже арабской напольной вазы ручной работы за 24 тысячи рублей. На следующий день позвонил мужчина и сказал, что хочет купить вазу друзьям в подарок на новоселье. Попросил меня срочно подойти к банкомату с пластиковой картой, чтобы я могла распечатать счет о перечислении денег на мою карту. В банкомате я сначала проверила, что на моей карте было всего 990 рублей. Не скрою, в голове промелькнула мысль о возможных махинациях.
Позвонила ему, что подошла к банкомату. Ранее до этого я никогда не проводила подобные операции. Он стал мне диктовать: вставьте карту, нажмите туда-то, диктовал какие-то цифры. Как потом выяснилось, я подключила свою карту к его телефону.
Он попросил продиктовать полный номер карты. Теперь, говорит, подождите минут пятнадцать, я перечислю вам деньги. Пришло смс-сообщение о подключении карты к мобильному банку. Затем смс-ка с номера 900, что мне на карту перечислены пять тысяч рублей. Я кинулась к банкомату, но там поступления не было.
Звоню своему покупателю, а он вежливо извиняется за заминку и просит подождать еще.
Я опять к банкомату - на карте увидела какие-то 6000 рублей. Удивилась, но решила, что он перечисляет деньги частями.
Опять вставляю карту через минуту, смотрю, а на карте уже 5000 рублей. Почему-то на всякий случай сняла эти деньги.
Вдруг мой визави звонит и говорит, что его секретарша все перепутала, просит вернуть пятихатку на его телефон, потому что он уже списал со своего счета полную сумму.
Жду еще.
Пришла смс-ка с номера 900, что мне перечислено 14 000 рублей, через минуту еще 10 000...
Я к банкомату - денег нет.
Звоню покупателю, тот говорит, что деньги на его счету "зависли", просит сообщить мои паспортные данные. Я продиктовала и опять к банкомату: распечатала сводку по операциям и увидела, что, оказывается, у меня на карте были деньги 37 000 руб., которые мошенники снимали частями - не мне на карту, а с моей карты.
Я, конечно, сама виновата, но до сих пор мучает вопрос: на карте денег не было, я проверяла за эти полтора часа раз 10. Как мошенники узнали, что мне в этот день перечислена зарплата, и почему она не отражалась на карте? Извините, но невольно возникает подозрение, что мошенники связаны с сотрудниками банка...
- Банк в любом случае виноват и если не напрямую, то косвенно, то есть там имеется "крот", который сливает информацию, - рассказывал мне знакомый компьютерный гений. - Могу только одно посоветовать вашей читательнице: забыть обо всем и простить всех, а уж бог их накажет.
Вам и не снилось
Случилось это в ночь с субботы на воскресенье. Сквозь сон Антон услышал, как тенькнул мобильник. Пришло сообщение, что с зарплатной карты были списаны 2 000 рублей. Причем данное известие пришло 5 раз подряд, в результате чего общая сумма списания в считанные минуты составила 10 000 рублей. Дело в том, что при заключении договора банк подключил услугу оповещения: сведения о перемещении средств с зарплатной карты приходили в виде смс-сообщения на телефон.
Еле дождавшись утра, молодой человек спешно собрался и отправился в ближайшее отделение банка, дабы проверить баланс и убедиться, что это не розыгрыш и не страшный сон. К сожалению, опасения подтвердились, снятие денег со счетов произошло наяву. Выслушав жалобу без особого удивления, сотрудники банка предложили ему написать заявление об отмене транзакции на сумму 2000 рублей. Точнее, целых пять заявлений на каждую сумму списания.
Но, не успев прийти в себя от одной потери, несчастный был обескуражен еще одним известием: рассматривать его заявление банк планирует от 45 до 180 дней. Сумма хоть и не ахти какая, но ждать полгода, пока вернут кровно заработанные, показалось многовато.
Единственная деталь, которую удалось выведать Антону, - это то, что сумма, оказывается, фактически была не списана, а блокирована сотовым оператором. Дабы не терять время, он решил связаться с его представителями.
Первое обращение в сотовую компанию оказалось неудачным: специалист финансовой службы, внимательно выслушав пострадавшего, пообещал перезвонить, но, видимо, забыл. Вторая попытка принесла некоторые плоды. Антон написал электронное письмо сотруднику. На следующий день на почту пришел ответ от представителя компании, который пообещал разобраться в "недоразумении".
Через день он подтвердил, что данные транзакции были действительно совершены с сайта компании. Но информацию о проведении платежа компания предоставить не может, ссылаясь на конфиденциальность. Посоветовали обратиться в полицию, которая сделает запрос в компанию, и только после этого сверхсекретные данные будут раскрыты.
Вот так-то, оказывается, списывать деньги с личного счета без ведома хозяина - нормально и остается безнаказанным. А вот чтобы их вернуть, их владелец должен побегать, обивая пороги различных ведомств.
А ведь статья 854 Гражданского кодекса РФ гласит, что списание денежных средств со счета проводится банком на основании распоряжения клиента. Без его указания банк вправе списать средства, находящиеся на счете, только по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
- Банк обязан вернуть деньги в том случае, если транзакции были совершены не владельцем, а посторонним лицом. Срок рассмотрения заявления обычно составляет 30 дней, - проконсультировал нас на этот счет адвокат Александр Чесноков.
Обирали больных
В Ростовской области на днях были задержаны и заключены под стражу двое жителей города Волгодонска, которые не гнушались отбирать деньги у смертельно больных людей. Им инкриминируют, по предварительным подсчетам, более 10 хищений на общую сумму в 20 миллионов рублей, которые должны были пойти на лечение пациентов с онкологическими диагнозами. Некоторым жертвам ростовских мошенников исчезновение денег стоило жизни. Люди оставались без средств к существованию, жизненно важных лекарств и дорогостоящей терапии.
На след преступников вышли после обращения нижегородца, который сообщил в полицию, что с благотворительного счета его жены кто-то снял все деньги. Он в этот момент находился с супругой за границей. У той был рак кожи. Обычные лекарства уже не помогали. Нужны были дорогостоящие процедуры. Неравнодушные люди собрали средства и тем самым подарили пациентке несколько лет жизни.
- Полностью спасти ее уже было нельзя, но жизнь можно было поддерживать, - рассказывает сегодня убитый горем вдовец. - Каждые 10 дней мы ложились в больницу, и ей становилось лучше. Конечно, распад шел, но очень медленно. Так она могла прожить до пяти лет…
Когда семья в один момент лишилась всех средств, пришлось вернуться в Россию. Супруга угасла очень быстро. Ей было 33 года.
Мошенники находили в социальных сетях страницы онкобольных с просьбами о помощи. Там же, как правило, располагались расчетные счета, на которые переводились деньги. Эти данные позволяли хакерам похищать средства. Вот что рассказала Ирина Волк, официальный представитель МВД России:
- Используя поддельные документы, злоумышленники узнавали номер сотовой связи и осуществляли доступ к интернет-банкингу, после чего похищали деньги. Доказательства причастности к преступлениям этих людей нашли во время обыска - номера счетов, уже взломанных и находящихся в разработке, отметки о переводах, списки жертв. Также обнаружили телефоны, десятки сим-карт и ноутбуки, с помощью которых мошенники взламывали банковские аккаунты.
Напомним, в конце марта в Челябинске вынесли приговор похитителям денег со счетов больных детей.
Набирает обороты
Процесс хищения средств с банковских карт в Нижнем Новгороде набирает обороты. Один за другим в нижегородское отделение ОАО "Сбербанк России" поступают заявления от клиентов о спорных транзакциях.
Как нам сообщили в полиции, в Нижнем зарегистрирован еще один вид мошенничества. На телефоны горожан приходит СМС-сообщение: "Ваша карта заблокирована". А для разблокирования абонента просят дойти до ближайшего банкомата и набрать на клавиатуре определенную комбинацию цифр. После этого деньги со счета жертвы исчезают. Поэтому начальник пресс-службы УМВД России по Нижнему Новгороду майор внутренней службы Наталья Евсина в очередной раз призывает нижегородцев быть бдительными и предупреждает, что ни один банк не заставит своих клиентов выполнять такие действия.
Все больше людей переходят на безналичную оплату услуг - ЖКХ, телефона, Интернета, покупку авиа- и железнодорожных и даже театральных билетов. Так как суммы безналичных платежей становятся все больше и больше, растет и число случаев мошенничества.
Так что же делать, если кругом одни аферисты, а деньги с карточки снимать все равно придется? Нужно быть всегда настороже. Покупать товары через Интернет стоит с большой осторожностью. Лучше, если эти сервисы будут проверенными, проверьте рейтинг на аукционе, отзывы других покупателей. Расплачиваясь карточкой где-нибудь в кафе, всегда смотрите на содержимое чека. Если же обнаружили ошибку, обязательно порвите первый чек и попросите новый, иначе с банковского счета могут списать двойную сумму. Хорошо защищает деньги чипованная карта. Она имеет более высокий уровень сопротивления считывающим устройствам. Подделка этой карты сложна.
И напоследок советуем подключить услугу смс-оповещений о состоянии вашего счета. Так вы всегда будете в курсе совершенных операций и состояния вашего баланса.
Татьяна ЧИНЯКОВА.
Советы "НН"
Так что делать, если карта была утеряна либо с нее украли деньги?
Рассмотрим порядок действий при краже денег с карточки, эмитентом которой является Сбербанк.
Шаг 1. Первое, что нужно сделать, - позвонить в службу поддержки Сбербанка и заблокировать карту. Если подключена услуга SMS-оповещения, то это будет большим плюсом, так как клиент мгновенно узнает о снятии или переводе денежных средств и сможет тут же ее заблокировать, чтобы избежать дальнейших несанкционированных операций.
Номер телефона службы поддержки банка всегда указывается на оборотной стороне карточки, или же его можно найти в Интернете. Если ее владелец оказался за границей, то можно позвонить в единый центр, занимающийся обслуживанием этих платежных систем. Номера телефонов данного центра имеются на всех банкоматах.
Шаг 2. По действующему российскому законодательству, если клиент не уведомил банк в течение 24 часов о проведении мошеннических операций, то тот не обязан компенсировать украденные деньги. Поэтому следует как можно быстрее явиться в отделение Сбербанка и написать заявление о несогласии с проведением определенных операций по карте. При себе нужно иметь паспорт, желательно договор на открытие и обслуживание счета. А чтобы наиболее точно указать суммы и время совершения неправомерных транзакций, лучше потребовать у банковского сотрудника выписку по всем недавним операциям.
Если деньги списались по причине каких-либо технических проблем в самом банке, то возвратят их довольно оперативно. Если орудовали мошенники, служба безопасности банка будет проводить собственное расследование, которое может затянуться на несколько месяцев. Задача потерпевшего состоит в том, чтобы предоставить службе безопасности максимум информации обо всех его действиях непосредственно перед кражей денег с банковской карты.
Следует отметить, что не во всех случаях хищений средств Сбербанк выносит положительное решение об их возврате. Доказательства непричастности самого владельца карточки должны быть очень убедительными, так как его обычно подозревают в первую очередь. При отрицательном ответе заявление можно подавать повторно.
Шаг 3. Помимо написания заявления в банке рекомендуем, не откладывая, обратиться в правоохранительные органы. Там также потребуется описать в произвольной форме о краже денежных средств с карты. Заявление обязательно должно быть зарегистрировано, в подтверждении этого потерпевшему выдается талон-квитанция.
Шаг 4. В случае, если банк отказался вернуть средства, клиент может обратиться в суд. Для этого необходимо составить исковое заявление и лучше к этому привлечь юриста.
Также придется предоставить все ранее собранные доказательства собственной невиновности и копию письменного отказа банковского учреждения возвратить утраченные денежные средства и квитанцию, подтверждающую, что заявление о краже денег зарегистрировано в правоохранительных органах.
Как показывает практика, большая часть подобных исков остается удовлетворенной, и банк в итоге возмещает клиенту его деньги.
Кстати, не все знают, что карты банка, а точнее средства на них, подлежат страхованию. В случае если держатель карты предварительно застраховался от ее утери либо кражи с нее средств, то нужно просто обратиться в страховую компанию, и уже она будет возмещать клиенту похищенные деньги. При этом свою непричастность к фальсификации потери средств тоже придется доказывать.