На премьеру фильма "12" в нижегородский кинотеатр "Россия" Никита Михалков приехал поздно вечером, прямо со съемок "Утомленных солнцем-2". Режиссер выглядел сосредоточенным, уставшим, одет был практически в "робу". И все же после просмотра картины не только обратился с теплыми словами к зрителям, но и почти до полуночи общался с журналистами.
- Никита Сергеевич, съемки "Утомленных солнцем-2" проходят в условиях повышенной секретности, прессу туда почти не пускают. Почему?
- У нас съемки очень тяжелые и опасные. В том режиме, в котором мы работаем, трудно отвлекаться. Под Гороховцом, где мы сейчас снимаем, не то что проехать - пройти невозможно. Трудно делать кино в условиях разрушенной инфраструктуры, тем более что такого масштаба съемок, таких декораций, как у нас, со времен Сергея Бондарчука не было. Эта картина как большая фреска. Ее еще год снимать…
- Какой реакции на ваши фильмы вы ждете от зрителей, от общества? Как воспринимаете критику?
- Для меня реакция зала намного важнее, чем некоторых журналистов. Если определенные издания начнут меня хвалить, это будет означать, что мне пора кончать снимать кино. Пока они меня ругают, все нормально - я иду верной дорогой. Я уважаю людей, которые пытаются разобраться, а не переносят отношение к тебе как к личности на все, что бы ты ни сделал. Когда пишут, что я семь лет молчал от стыда за "Сибирского цирюльника", это просто клиническая форма шизофрении. Я могу воспринять противную нашей точку зрения, если это точка зрения человека, который УСЛЫШАЛ... Хотя я был поражен и реакцией журналистов на пресс-просмотре "12". На эпизоде с Газаровым полный зал ваших коллег аплодировал!
- Надеетесь ли вы на успех "12" в прокате? В афише фильма написано, что он "про каждого и для всех". Но все ли готовы его понять?
- Мы, конечно, не рассчитываем, что фильм будет иметь оглушительный успех, как "Пираты Карибского моря", которых лично мне смотреть скучно. Не потому что я презираю этот жанр. Скажем, "Крестного отца" я могу смотреть бесконечно. Но у меня нет желания развлекать. Хотя в "12" мы сделали вкрапления, которые должны давать зрителю новое дыхание, потому что его можно "замонотонить". Очень трудно смотреть картину такой длины и с постоянными разговорами. Нужен тот энергетический контакт, который держит человека в зале. Ведь зритель ценит не столько энергию, которую тратит актер, сколько энергию, которую тратит он сам. Мне хочется, чтобы мы со зрителем потратили друг на друга время. Мы должны научиться тратить время, чтобы договориться, наговориться.
- Позиция кого из героев "12" вам ближе? Ведь в фильме есть совершенно карикатурные персонажи.
- Я не знаю, как поступил бы я на месте своих героев. Скорее всего, так, как те 11 человек. Ведь когда наша душевность начинает испытывать дискомфорт, она говорит: "Ребята, есть закон! Вот пусть они…" Я видел потрясающую сцену, которая это иллюстрирует. Милиционеры увидели труп водителя в разбитом автобусе и сказали: "Стоп, это не наш район". Развернулись и уехали… В этом наша душевная и духовная незрелость. Только один из 12 героев внутренне готов к поступку. Остальные не готовы, хотя это не значит, что они плохие люди.
- Фильм завоевал приз в Венеции, теперь представлен от России на "Оскар". Все-таки на какого зрителя он рассчитан?
- Только на нашего. Но, когда я видел сегодня реакцию зала в Нижнем, меня более всего потрясло, что такая же реакция была в Венеции. Потому что одно дело - русская речь, сочная, вкусная. И другое дело - субтитры. Что они могут передать в "разговорной" картине? У меня не возникало даже помыслов о "Льве". Для меня титр "официальная селекция Венецианского кинофестиваля" был пределом мечтаний... Наша картина шла в последний день фестиваля, когда все уже было решено. И жюри раскололось: 4 на 3. И там, где 3, оказался президент жюри - китаец, у которого два голоса, поэтому получилось 4:4… Но в исключительнейших случаях разрешается дать "Золотого льва" с формулировкой тех членов жюри, которые "откололись". Как мне рассказали специалисты по истории кино, таких случаев было два: с картиной Висконти и с нашей… Так же я отношусь и к возможности получения "Оскара", тем более что там выбор гораздо больше, чем в Венеции.
- Никита Сергеевич, вас нередко обвиняют в конъюнктурности. Мол, модно было ругать советскую власть - появились "Утомленные солнцем". Стала модной русская тема - "Сибирский цирюльник". Вот и в "12" затронута тема Чечни…
- А где я в "Утомленных солнцем" ругаю советское? И "мода на русское" началась не в "Сибирском цирюльнике". А "Обломов"? А "Механическое пианино"? Это не русское? А в "12" "чеченской проблемы" нет, есть русская проблема. Это то, о чем мы тихо говорим на кухнях. Может быть, я иду впереди моды, а конъюнктура возникает уже потом, когда я о чем-то сказал? О той же чеченской проблеме пока никто не говорил так, как мы. Если вы обратили внимание, в фильме есть сцена стрельбы, где кроме мальчика нет ни одного человека. Для нас было не важно, кто стреляет: чеченцы или "федералы". Это трагедия, в центре которой находится ребенок. Зрителям должно быть понятно, как он рос. Ведь выросло целое поколение, которое не знало времени без войны. Люди, которые рождены и воспитаны в постоянной войне, абсолютно не будут понимать соотечественников, а те не будут понимать их. Это очень серьезно.
- Расскажите, пожалуйста, о ваших детях. Что вы думаете об их актерских возможностях?
- Анна абсолютно самостоятельный человек и неплохая актриса, на мой взгляд. Надя заканчивает МГИМО. Хотела стать актрисой, но я решил, что для расширения кругозора надо получить другую профессию. Сейчас работаем с ней, и я вижу, как она приобретает профессиональные навыки.
- Никита Сергеевич, можете ли вы опровергнуть слухи о том, что в вашем "имении" в Нижегородской области вы запугали местное население, не даете людям из окрестных деревень в лес по ягоды ходить, охотиться…
- Да мало ли что пишут! Одна газета, например, сфотографировала монтажера нашего фильма и написала, что он дублер Меньшикова. Теперь этот парень не знает, как перед знакомыми оправдаться. Браконьерства я действительно не допускаю, но чтобы не разрешать ягоды собирать… Хотите смешную историю по этому поводу? Одна местная семья собралась в лес, еще затемно. Подъезжают на машине, а там плакат: "Осторожно, волки, лисы!" Ну, стали Михалкова ругать, который в лес волков и лис запустил. А когда солнце взошло, оказалось, на плакате написано: "Осторожно, валка леса!".
Ольга ГОРНОВА.