Собираюсь на первое в этом учебном году родительское собрание и перво-наперво заглядываю в кошелек: денег хватит? Сколько брать - тысячу рублей, полторы?
За 9 лет школьной жизни уже привыкла, что родительские собрания - это в лучшем случае 10 - 15-минутный разговор об успеваемости ребятишек, а главное - сбор денег. - Товарищи родители, - слышится бодрый голос нашей бессменной руководительницы родительского комитета, - быстренько сдавайте денежки, можно частями - пятьсот рублей в фонд класса и по тысяче в фонд школы. Надо новую красивую входную дверь ставить.
Ладно, ОМОНу собираем деньги - время нынче неспокойное. Хотя уверена, если что, бравые парни в форме от террористов не защитят. Они даже от воровства в школьной раздевалке не спасают. Больше всего возмущает, почему родители должны выкладывать денежки за мытье окон и уборку классов? Что, разве технички в школьных штатах больше не значатся? А баба Клава или тетя Нюра ситуацию улавливает. Запросила в нынешнем году тысячу рубликов в месяц - инфляция, голубчики.
450 рублей отдай за горячее питание.
- Что вам сегодня на обед давали вкусненького? - интересуюсь каждый день у ребенка.
- Как всегда, котлета, как подошва, и противные макароны. Все равно что ешь, что не ешь, - отвечает чадо.
Сколько раз обращались мы к руководству школы: улучшите качество школьного питания, чтобы после школьного обеда у ребятишек животы не болели и не было ведер отходов (которые, кстати, кухонные работники наверняка не задаром сплавляют тем, кто держит скотину). Отказываться от горячего питания нельзя, заявляет администрация школы. И еда как была невкусной, так и остается. Интересно, а учителя вкупе с директором питаются из одного котла с нашими ребятишками?
У старшеклассников плюс к остальным "поборам " добавляется оплата за спецкурсы. С одной стороны, благое дело - вузовские преподаватели приезжают в школу и читают лекции. С другой - обязателен набор спецкурсов, естественно, с годовой оплатой. Отбрыкаться нельзя - со школы снимут статус.
- Вот мы и поддерживаем то поваров в столовой, чтобы они без зарплаты не остались, то преподавателей в вузах, - с усталостью в голосе сказала одна из родителей. - А нас-то, родителей, кто поддержит?
Поропщем-поропщем и выложим из кармана, сколько просят. Правда, есть в нашем классе родительница (отнюдь не бедная), принципиально не заплатившая ни копейки:
- У нас по закону образование бесплатное.
Вот только ее ребенку не позавидуешь: на школьных оценках-то отношение педагогов сказывается, да и мы, выходит, платим "за того парня".
Ирина ИВАНОВА.
Подсчитали - прослезились
Как вы относитесь к школьным поборам? - спросили мы у нижегородцев.
Дмитрий Юрьевич Смирнов:
- Чего же в этом хорошего? Но если родители не заплатят, кто будет платить? У меня ребенок в 11-м классе учится, уже отдали 400 рублей - на охрану, уборщице, электричество в классе меняем, на День учителя. Это ведь раньше букет цветов да коробка конфет учительнице в подарок, сегодня минимум по сотне собираем.
Нина Николаевна:
- Очень отрицательно отношусь. Внучка только во второй класс пошла, а мать уже за все платит: за физкультуру, за английский дополнительный платят. Все платное, да что это за безобразие?
Ирина:
- Меня очень волнует этот вопрос. Ребенок в следующем году в первый класс пойдет. А мы уже ходим на подготовительные курсы в школу, по 2200 рублей в месяц отдаем. Да еще вступительный взнос надо будет заплатить. Сколько? Зависит от престижа школы. Когда я училась сама, такого не было. Хотя образование у нас бесплатное до сих пор. И, наверное, не родители, а государство должно заботиться, чтобы дети учились не в старых запущенных школах, а в современных, с хорошим оборудованием.
Мнение
Елена РОДИОНОВА, заместитель директора департамента образования Нижегородской области:
- Проблема сбора денежных средств родителями учащихся в настоящее время, действительно, существует.
В соответствии с п. 8 ст. 41 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать дополнительные финансовые средства, в том числе за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических лиц.
Решение о характере, сумме взносов, расходовании этих средств принимает орган общественного управления школой (совет школы, попечительский совет, родительский комитет школы (класса).
На практике часто при этом нарушается принцип добровольности, забывается, что возможности семей очень разные. Естественно, что добровольные взносы должны осуществляться в установленном порядке, то есть через кассу бухгалтерии образовательного учреждения.
При этом важно, чтобы администрацией школы и органом общественного самоуправления обеспечивалась прозрачность при расходовании средств.
Проверки департаментом образования Нижегородской области образовательных учреждений по данному вопросу показывают, что обеспечение этой прозрачности не всегда учитывается руководителями образовательных учреждений.
Отсутствие должной прозрачности (сумма поступления, смета расходов, отчет) в расходовании средств заставляет родителей сомневаться в законности действий директоров образовательных учреждений.
Цены в школах на некоторые услуги:
ОМОН - от 180 до 630 рублей (в год).
Мытье полов - от 850 до 1000 рублей (в месяц).
Фонд класса -от 200 до 500 рублей (в год).
Фонд школы -от 300 до 1000 рублей (в год).
Обеды -от 360 до 600 рублей (в месяц).
Особенно несладко приходится родителям первоклассников. Кроме того, что их всячески заманивают на подготовительные платные курсы (поступление в школу гарантировано), они делают и "благотворительный" вступительный взнос на ремонт или приобретение техники для школы, класса, в зависимости от статуса школы (речь не идет об элитных) он составляет от 2 до 7,5 тысячи рублей.
В ТЕМУ
Родители волновались преждевременно
"Мы, родители выпускников школы № 47, обеспокоены тем, что класс с углубленным изучением физики может быть закрыт, что связано с решением перепрофилировать школу в техникум при ВВАГС"… Далее в письме, направленном в департамент образования и социально-правовой защиты администрации Нижнего Новгорода и приемную губернатора, говорится о том, какой уникальный физический кабинет собрала учитель М.К.Молькова и как дети там хорошо овладевают трудной наукой, побеждая на олимпиадах и поступая в вузы, какие практикумы и лабораторные работы, замечательные конкурсы и Дни физика проводит талантливый педагог. И теперь все закрыть?..
Родители каким-то святым духом, как правило, узнают обо всем раньше всех. Иногда они тревожатся как бы заранее, иногда беспочвенно, но это не значит, что к их мнению не прислушаются. Ведь главный социальный заказ школе - от них.
Директор областного департамента образования и науки Сергей Наумов передал в газету письмо, подготовленное городским департаментом. Оно объясняет ситуацию.
Директор департамента образования и социально-правовой защиты детства Ирина Тарасова сообщает, что вопрос о перепрофилировании средней общеобразовательной школы № 47 в учреждение среднего профессионального образования (техникум) не рассматривается. В 2007/08 учебном году школа начала работать в обычном режиме. Комплектование на начало учебного года проведено. Сформировано два первых класса с числом обучающихся 50 человек, два пятых (57 человек), четыре десятых класса с общей численностью 92 человека. Из сформированных десятых классов два социально-экономических, один - естественно-математический и общеобразовательный.
Учреждение расширяет спектр общеобразовательных услуг. На третьей ступени образования в профильных классах работа осуществляется в соответствии с базисным учебным планом, дополнительные образовательные услуги предоставляются на основе персональных договоров родителей с высшими учебными заведениями ВВАГС и ННГУ.
В прошлом 2006/07 учебном году в параллели 9-х классов школы физика углубленно не преподавалась. Учащиеся 9-х классов изучали этот предмет по трехчасовой программе В.В.Новикова в рамках экспериментальной площадки. Этот курс - общеобразовательный.
В этом учебном году с учетом пожеланий родителей и учащихся открыт класс естественно-математического профиля (физико-математическая специализация).