Новая роль вратаря

Новая роль вратаря

Нижегородские поклонники русского хоккея не чаяли души в человеке, долгие годы занимавшем "пост номер один" в "Старте". Вячеслава РЯБОВА ценили не только за то, что он творил в воротах чудеса. Уважали еще и за его отзывчивость. Не было случая, когда бы он не поприветствовал болельщиков даже после досадно проигранного матча. А в нынешнее хоккейное межсезонье Слава (так до недавних пор называли нижегородского кипера практически все, кто следил за выступлениями "Старта") стал Вячеславом Геннадьевичем: Рябов перешел на тренерскую работу в клубе, ставшем ему родным. Так что же произошло с вратарем, который готовился провести очередной сезон в составе казанской "Ракеты"?
- Еще на турецком сборе я почувствовал боли в спине, - рассказывает Вячеслав. - Наигрались там в большой теннис и в пляжный волейбол. Но подобные боли преследовали меня и раньше. Особого значения им не придавал. Бывает, доктор уколет обезболивающее, выходишь - и играешь... Вернувшись в Нижний, поехал к себе в деревню. А там трава не кошена. Вот я и решил ее покосить, причем попытался все сделать за один день. После этого боли в спине усилились и с каждым днем становились все сильнее. Обезболивающие средства уже не помогали. Возможно, я затянул с лечением.
Сделав магнитно-резонансную томограмму, узнал, что у меня межпозвоночная грыжа. Правая нога практически отнималась, боли были страшные. Какое только лечение не делали. И в больнице лежал. Нейрохирурги советовали разное: кто-то был за операцию, кто-то - против. Записался на прием в ГИТО к очень сильному специалисту. К этому времени занимался уже лечебной физкультурой - на качелях Юлина (есть такой дзержинский кудесник, придумавший специальную гимнастику для укрепления мышц позвоночника). Вроде бы пошел на поправку. И в ГИТО сказали, что если есть положительная динамика, то надо продолжать заниматься, а операция - это крайняя мера. Тем более, что определенный процент этих операций может привести к инвалидной коляске.
Я, конечно, сильно волновался, переживал. Сейчас состояние - более или менее, жить можно. (Улыбается.) Веду полноценный образ жизни. Но нагружать поясницу и позвоночник нельзя. Запрещено поднимать тяжести и делать резкие движения. Это означало, что спортивную карьеру придется завершить. К сожалению, это случилось немного раньше, чем я ожидал. Но жизнь продолжается. Я счастлив уже тем, что вновь работаю в своем любимом клубе "Старт", который воспитал меня и как человека и как мастера, как вратаря. Рад, что работаю с близкими мне людьми, а также с молодыми ребятами, с которыми уже со всеми познакомился. У нас прекрасный молодой коллектив, у которого, надеюсь, большое будущее.
- Между тем "Ракета" в этом сезоне должна была стать суперклубом, в Казань приезжала целая россыпь "звезд" из Скандинавии…
- Деньги в клуб вкладывались серьезные. Соответствующей была и селекционная политика. Всем, в том числе и мне, подняли суммы контракта. Хотя я никогда не ходил и не просил ни о чем подобном. Все получали одинаковую зарплату и премиальные. Но президент клуба Николай Колесов понимал, что, если решать большие задачи, нужно увеличивать бюджет клуба. Но в итоге все произошло, как произошло.
- Произошло в первую очередь то, что Колесов покинул пост президента "Ракеты".
- Это случилось, когда мы были на сборах в Турции. Ранее ходили слухи, что он может пойти на повышение. О назначении Колесова на пост губернатора Амурской области мы узнали из телевизионных новостей. Признаться, думали так: если Абрамович, будучи губернатором Чукотки, содержит английский футбольный клуб "Челси" и еще помогает российскому футболу, то почему бы примерно так же не поступать и Колесову? Но он представил нам новых хозяев клуба. Дела пошли, не вдаваясь в подробности, не очень гладко. Иностранцы были "на чемоданах". Старые хозяева еще фактически не сдали дела, а новые - не приняли. И скандинавы, видя, что не решаются возникшие проблемы, взяли и уехали. Первыми - финн Сами Лаакконен и шведский вратарь Андреас Бергваль.
Однако сейчас новые хозяева "Ракеты" рьяно взялись за дело, и в казанской команде появились шведы Моссберг и Хельмюрс и лучший защитник мира финн Лампинен. Говорят, что селекционная работа на этом не закончена. И задачи в чемпионате ставятся не ниже, чем в прошлом году. "Ракета" будет бороться за высокие места.
- С этого года "Старт" возглавил Алексей Дьяков, с которым у тебя всегда были хорошие отношения.
- Да, хотя вместе мы отыграли только один сезон в 1991 году. Сразу как-то прониклись симпатией друг к другу. При этом замечу, что плохих отношений у меня ни с кем никогда и не было. Даже уходя из "Старта", я пытался не сжигать мосты. Ведь все игроки бывшего состава терпели до последнего, а я вместе с директором клуба Виктором Овчинниковым немало походил по различным инстанциям.
- Может быть, тебе легче быть тренером не в той команде, с которой ты выигрывал медали, а в значительно обновленном коллективе?
- Я тоже так думаю. Возрождение команды начинается, по сути, с нуля. Дай бог, чтобы все у нас получилось. Если будет достойное финансирование - будем жить, будем играть.
- Ты наверняка будешь уделять повышенное внимание вратарям?
- Конечно. Но пока особо не "разгуляешься". Например, тренировочного времени в столичном спорткомплексе "Крылатское", где "Старт" играл на Кубке России, было мало, и сейчас все мы, тренеры, думаем в первую очередь об общей концепции игры команды. Усилена работа по игре в защите. Хотим построить мобильную оборону и наладить несколько вариантов по развитию атаки. Чтобы отработать все элементы до автоматизма, требуется немало времени. Но все понимают, что лед в "Крылатском" "золотой", а мы не настолько богатый клуб, чтобы ездить на сборы в Москву.
- Во время карьеры игрока ты поработал со многими тренерами и в сборной, и в клубе. Кто произвел на тебя наибольшее впечатление?
- Никого не хотелось бы ни обижать, ни восхвалять. Но совершенно точно, что я старался почерпнуть что-то у каждого тренера. У каждого тренера есть свои плюсы. Я благодарен Александру Павловичу Тенякову, который "переделал" меня из футбольного вратаря в хоккейного. Именно он поставил мне технику ловли мяча, владения коньками и прочее. Признателен и Юрию Георгиевичу Гаврилову за то, что в 1990 году оказался в команде "Старт". Благодарен Юрию Ефимовичу Фокину, что он мне доверял и я дорос до игрока сборной России. Что я могу сказать про Владимира Владимировича Янко, если с этим человеком в национальной сборной не проиграл ни одной игры? И в товарищеских матчах, и во встречах чемпионатов мира и международных турниров. Единственный раз была ничья. Имею в виду те игры, в которых я защищал ворота. Именно при Янко я выиграл два чемпионата мира.
Беседовал Сергей ДУНИЧКИН.

Крупный план

Вячеслав РЯБОВ.
Родился 14 октября 1969 года. Заслуженный мастер спорта. Начинал играть в Чистополе. Выступал за команды "Восток" (Чистополь), "Ракета" (Казань), "Старт" (Нижний Новгород). В "Старте" играл с 1990 по 2006 год. В составе сборной России чемпион мира 1999 и 2001 годов (во втором случае был признан лучшим вратарем турнира), серебряный призер чемпионатов мира 1997 и 2003 годов, бронзовый призер чемпионата мира 2004 года. Победитель турнира на призы Правительства РФ (2000 и 2002 годы).
В сезонах-96/97, 98/99, 99/2000, 00/01, 01/02, 02/03 был признан лучшим вратарем страны.

Кстати

Нижегородская школа голкиперов

Есть все основания говорить, что в Нижнем существует настоящая вратарская школа. Если, скажем, вратари 80-х Александр Кадышев и Николай Домненков, да и Вячеслав Рябов были по большому счету самоучками, то за ними пошла самая настоящая вратарская плеяда.
Приглашение Рябова в сборную страны и его самобытная игра словно дали толчок к росту мастерства молодых вратарей. Не случайно в главную команду страны для участия в чемпионатах мира приглашался Александр Евтин, а Евгений Шайтанов стал чемпионом мира среди юниоров. Его нынешний напарник по "Старту" Роман Тимофеев также молод и талантлив. А за ними идут очень перспективные Сергей Кривоногов, Роман Петрухов, Вадим Лямин, Игорь Малышев и другие. Многие из них являются кандидатами в сборные России по своим возрастам.

Следите за нашими новостями в удобном формате