Россиян освободили от навязываемых услуг

Россиян освободили от навязываемых услуг

Договор не дороже денег
Россиян освободили от навязываемых банковских и страховых услуг

Клиенты банков и страховых компаний могут вздохнуть с облегчением. С 1 июня они получили право возвращать потраченные на добровольную страховку деньги в течение 5 дней с момента подписания договора. Чаще всего она навязывается при оформлении потребительских кредитов и при покупке полисов ОСАГО.

Инструмент защиты

Документ распространяется на страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование, страхование наземного транспорта (кроме железнодорожного), имущественное страхование, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также на страхование финансовых рисков. Речь идет именно о добровольном страховании. Указание Банка России избавляет потребителя от одной из самых больших проблем при общении с банками или страховыми компаниями - от навязывания ненужных услуг.
Единственное исключение: деньги не вернут при наступлении страхового случая в период этих пяти дней. Например, если клиент попал в аварию и повредил машину, защищенную добровольной страховкой.
Если договор уже действует, от него тоже можно отказаться. Но страховая компания имеет право удержать часть средств. Их объем пропорционален количеству дней, прошедших с момента подписания договора. Возврат денег проводится в течение 10 рабочих дней как в наличной, так и в безналичной форме.
- Давным-давно существует статья 16 Закона "О защите прав потребителей". Пункт второй запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ или услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ или услуг). Формально российские потребители услуг, в том числе финансовых, и раньше имели возможность отказаться от навязываемой им страховки или иной услуги, - указывает управляющий партнер юридической фирмы "Лосев и партнеры" Вячеслав Лосев. Банки и страховые компании, по его словам, часто пользовались тем, что потребители не знают своих прав.
Указание Банка России не меняет ничего в нашем законодательстве, но дает потребителям более эффективный инструмент защиты своих прав, полагает юрист.

Полис разгрузят

Имеют ли право банки и страховые компании навязывать свои услуги?
Разумеется, нет. Законы запрещают связывать предоставление одной услуги с приобретением другой. Более того, за навязывание дополнительных услуг при оформлении ОСАГО предусмотрена административная ответственность. "Однако доказать факт навязывания достаточно сложно", - говорили в ЦБ в конце прошлого года.
Например, клиенты пользовались аудио- или видеофиксацией, чтобы у них на руках были материалы, демонстрирующие нецелесообразность покупки страховки.
- Навязанные страховки всегда были вне закона, поскольку нарушали права потребителя. Однако данный вопрос подлежал рассмотрению в суде с исследованием всех необходимых доказательств, что зачастую делало эту процедуру трудоемкой и экономически невыгодной, - утверждает партнер юридического бюро "Замоскворечье" Дмитрий Шевченко.
Добровольная страховка, к примеру, очень часто предлагается тем, кто хочет оформить потребительский кредит. Причем услуга может преподноситься как обязательная - либо клиента вводят в заблуждение, либо говорят ему, что без страховки денег он не получит.
При покупке полиса ОСАГО наблюдалась аналогичная ситуация. В 2014-м и в первой половине 2015 года во многих регионах страны автовладельцы могли оформить ОСАГО только с дополнительной нагрузкой в виде добровольной страховки от несчастного случая, страхования имущества и так далее. Иначе клиенту просто не выдавали полис. Например, говорили, что бланки закончились.
Отныне страховые компании обязаны возвращать клиентам деньги за навязанное добровольное страхование.

По материалам СМИ.

Следите за нашими новостями в удобном формате