На Интернет-хамах теперь, вроде как, есть возможность заработать. Если вас вдруг оскорбили в соцсетях, можете смело подавать на обидчика в суд. Правда, предварительно стоит заверить факт троллинга (то есть интернет-оскорбления) у нотариуса. Документ поможет выиграть вам судебный процесс и получить деньги в качестве компенсации морального вреда.
Без бумажки ты - букашка
Истец может рассчитывать на компенсацию как минимум в 15 тысяч рублей. Максимальная же сумма иска законодательно не закреплена. Только вот в крупные суммы моральный ущерб, нанесенный "униженным и оскорбленным", оценивается крайне редко: в российской практике суды исходят из соразмерности компенсации масштабу причиненного вреда.
Как сообщают представители Федеральной нотариальной палаты (ФНП), заверение фактов троллинга в соцсетях - логичное расширение деятельности нотариусов в эпоху быстрого развития Интернета. Новую услугу в ФНП готовы оказать все 8 тысяч нотариусов.
Правда, чтобы наказать тролля, обиженному придется раскошелиться - три тысячи рублей стоит одна описательная страница протокола (где нотариус указывает, на какие страницы в соцсетях он заходил и что там видел). Плюс скриншоты страниц в Facebook, "ВКонтакте", "Одноклассниках" - как приложение к протоколу - обойдутся еще в 100 руб. за страницу.
Вероятно, услуга будет пользоваться спросом не только у граждан, но и у компаний: троллинг может быть направлен и на деловую репутацию фирм.
Троллянский суд
И все же специалисты весьма сдержанно комментируют нововведение.
- Сразу могу сказать, что отсудить у обидчиков деньги за оскорбление и клевету будет далеко не так просто, как представляется, отмечает нижегородский юрист Александр Потапов. - Например, по статье 5.61 КоАП за оскорбления для физлиц предусмотрен штраф в размере 3 - 5 тыс. рублей. Не думаю, что многие граждане самостоятельно, без помощи юриста, выбьют из обидчика эти, прямо скажу, невеликие деньги. Сил, времени и нервов это потребует в реальном суде очень и очень много. К тому же только за услуги нотариуса нужно заплатить как минимум более трех тысяч. Услуги защитника же точно обойдутся еще дороже.
К тому же вовсе не факт, что суд "по клевете" закончится за одно-два заседания. На это может уйти несколько месяцев. Кроме того, в любом суде будут и моральные издержки. Да и все ли пойдут в суд жаловаться, если, к примеру, в "Одноклассниках" какой-нибудь подлец напишет, что ваша жена спит с соседом или с несколькими? А еще, весьма вероятно, возникнут проблемы со свидетелями.
- Мне, например, пришлось по одному гражданскому делу (речь шла о банальном установлении факта вступления в наследство) разыскивать свидетелей, - вспоминает юрист. - От них, жителей соседних квартир, требовалось всего-навсего подтвердить то, что сын после смерти матери не побежал заявлять нотариусу о вступлении в наследство, а пришел только спустя полгода. Однако после смерти матери сын и похоронил ее достойно, и памятник поставил, и поминальные обеды провел. Да и оставшуюся (завещанную) приватизированную квартиру без призора не оставил, поменял замки и заселил туда дочь - внучку умершей. Соседи все это отлично знали. Но в суд не спешили. Один сказал: "На работе не отпустят", другой: "Дел на даче накопилось много". Пришлось их "умасливать". Сошлись "по-божески" по три тысячи на брата: рынок - и ничего тут не поделаешь. Но тут-то хоть и хрущевка, но речь все же идет о полутора миллионах рублей. А если на кону всего 15 тысяч…
- Будучи психологом по образованию, я еще и обычный пользователь Интернета, - комментирует нововведение психолог Оксана Демченко. - Общаюсь с интересными мне людьми я чаще всего именно посредством Всемирной паутины, потому как знакомые и друзья разбросаны у меня по всему миру. Часами могу беседовать с ними по скайпу. А вот в социальных сетях в последнее время сидеть стала значительно реже. Надоело натыкаться на аферистов и врунов. А еще - на хамов. Как-то откликнулась комментарием на одну заинтересовавшую меня в соцсетях информацию о стране, в которую намеревалась съездить на отдых. Так завязалась переписка с одним "бизнесменом", который там "многократно бывал". Почувствовав в его письмах фальшивые нотки и нестыковки, решила полазить по сетям. И выяснила, что "бизнесмен" этот с утра до полуночи сидит в Паутине и вешает всем лапшу на уши. На очередное его письмо я вежливо сообщила о том, что дружбу прерываю. В ответ получила такое послание, что у нормального человека, как говорила моя бабушка, уши повянут. Сплошной мат и хамство.
- В суд я, конечно, обращаться не стану, - добавляет она. - Да и большинство других людей поступят так же. Но выводы нужные я сделала. Не нужно верить всему, что пишут в социальных сетях. И, конечно же, не следует раскрывать свои и семейные секреты. Тут можно столкнуться не только с хамством, но и с откровенным шантажом.
Ольга СИНИЧКИНА.
Справка "НН"
В интернет-терминологии тролль - это человек, который размещает грубые или провокационные сообщения в Интернете, например, в дискуссионных форумах, мешает обсуждению или оскорбляет его участников. Слово "троллинг" может характеризовать либо непосредственно одно сообщение, либо в целом размещение таких сообщений. Понятие "троллинг" также используется, чтобы описать деятельность троллей вообще.
В целом подобное поведение подпадает под определение хулиганства (не обязательно в юридическом контексте), являясь одной из его форм. Некоторые люди занимаются троллингом с целью собственного развлечения, получая удовольствие от собственных действий.
Сами тролли делят троллинг на "толстый" и "тонкий". "Толстый" троллинг всегда виден при первом взгляде, он состоит в вызывающем поведении, прямых оскорблениях и однозначных нарушениях правил. "Тонкий" троллинг намного сложнее распознать, его удачность и степень воздействия зависит от того, насколько хорошо тролль разбирается в людях. "Тонкий" тролль отлично знает все правила, принятые в месте, где он троллит, и действует на их грани, не нарушая их напрямую. Успешно проведенный "тонкий" троллинг может даже не быть обнаружен.
Вместо комментария
Евгений ИВАНОВ, модератор:
- Новость меня очень заинтересовала. Я сам в "Одноклассниках" частенько бываю, и "ВКонтакте", и в других социальных сетях. А еще я член руководства и модератор в нескольких сообществах. Права модератора позволяют мне удалять и целые материалы (их авторы, не знакомые с жанрами, называют статьями), и отдельные комментарии. Однако своим правом я пользуюсь крайне редко. Даже когда автор явно ошибается и пишет всякую чушь. Удаляю только откровенное хамство и оголтелый национализм. Кстати, будь социальные сети официальными средствами массовой информации (а там я проработал сорок лет), на месте редактора я бы не пропустил и половины публикуемого. Отказался бы от услуг большинства таких "рабкоров". Кстати, число троллей в социальных сетях растет нынче не по дням, а по часам. Масса их среди "политиков". И особенно из незалежной Украины. Пишут такие глупости, что только диву даешься. Например, пугают тем, что Москву и другие крупные российские города скоро захватят нанятые поляками чеченские батальоны. Удалять сию глупость не стал. Лишь написал свой короткий комментарий к "статье": предложил автору вспомнить о российских резервистах - офицерах и солдатах, которые, получив оружие, вполне могут управиться с этими "спартанцами" даже без недавно созданной в России нацгвардии и прочих силовиков.
То, что нотариусы получили право заверять скриншоты, я одобряю. Хамство, например, и клевету терпеть никак нельзя. По своему многолетнему опыту знаю, что есть немало людей, которые, сидя "за клавой", днем и ночью "распыляют через вентилятор" свое, простите, дерьмо. Их выдумки же зачастую просто зашкаливают. И при этом сами тролли скрыты под явными псевдонимами или вымышленной фамилией. Таких в социальных сетях тысячи и тысячи. Знаю и людей, которые "коллекционируют" новых троллей и легко только по тексту определяют, что автор комментария или материала совсем не Сидоров, а тот же Петров, которого "забанили" и отправили в черный список модераторы и читатели.
Однако с троллингом должно бороться и государство. Провайдерам, руководителям социальных сообществ и модераторам с этим самим, как я считаю, не справиться. Очень жаль, что до нововведения в нотариальной деятельности этот вопрос не был широко обсужден в СМИ и социальных сетях. Это позволило бы заблаговременно подготовиться и работникам нотариата, и провайдерам, и модераторам. Не понимаю, например, то, как это нововведение будет распространяться в маленьких городах и поселках. Ведь даже в городах-миллионниках техническая возможность нотариальных служб весьма ограничена. А ведь скриншоты нужно делать незамедлительно. Материалы и комментарии к ним в социальных сетях могут после появления быстро удалить. И как тогда доказывать факт клеветы? А ведь до удаления эту "разоблачительную новость" узнают минимум десятки читателей: "сарафанное радио" тут же разнесет ее по секрету всему свету.