Берег реки Ломня, что петляет по краю деревни Пушкарево, когда-то любимый местными жителями, теперь вызывает их недовольство. Причина его спокойненько плавает сейчас по реке - гуси, принадлежащие местному фермеру Владимиру Харчевникову, - более трехсот голов.
- Житья от этих гусей нет. Вода в реке стала грязная, мутная, запах неприятный от нее, перья по всей поверхности. Ни тебе белье полоскать, ни отдохнуть на берегу. Детишкам купаться негде. Пришлось все лето за три километра на Волгу ездить, - возмущаются деревенские.
- Вода действительно грязновата. В прошлом году была намного чище. И берега вытоптаны и загажены, - констатирует руководитель комитета охраны природы и управления природопользованием по Сокольскому району Виталий Бойцов.
- С хозяином мы беседовали, говорили, что не дело пасти гусей на общем водоеме. Но он игнорирует все наши слова, ему никто не указ. Еще в прошлом году, когда поголовье было небольшое, никто внимания не обращал, а сейчас жители ходят, жалуются, - говорит Валентина Сергеева, глава сельской администрации. Жалуются не только в местные органы власти, вот в газету решили обратиться, почему и оказался корреспондент "НН" в этой дальней деревушке.
У Владимира Харчевникова свой взгляд на содержание гусей:
- На самом деле гусь - чистильщик водоемов. Он все ненужное потребляет: ил, ряску, ракушек. Возьмите вот специальную книжку, почитайте. Просто я здесь для всех как бельмо на глазу.
С властями, по словам Владимира Ивановича, у него всегда отношения напряженные. Сейчас ему явно не до гусей. У него более важные проблемы. Коллективное стадо вытоптало 8 гектаров посеянной им элитной пшеницы. Обидно до слез - все труды и деньги втоптаны в землю. Судиться с сельхозпредприятием у него нет ни сил, ни времени - работает по 18 часов. Недавно приобрел в собственность старый конный двор, отремонтировал, хотел там зерносушильное оборудование установить, а выкупить землю не может. Валентина Сергеева не дает нужного документа (как выяснилось, адресной справки).
- И вот так бьюсь все двенадцать лет, что занимаюсь фермерством. Когда от меня что-нибудь нужно - лошадь или там машину, дровами людям помочь или в школу что привезти, никогда никому ни в чем не отказываю. Сам пилю, сам гружу и оплаты не требую. Кстати, и мойку для полоскания белья всегда делаю я. А чтобы мне кто помог… Да ладно, не надо помощи, только не мешайте.
Видно, разговор наш состоялся не в самую лучшую для него минуту:
- Надоело, бросить все хочется. За двенадцать лет даже дом свой отремонтировать не удалось… А гуси… Будут с реки сгонять, пущу всех под топор и все.
Настроение фермера понять можно. И причины недовольства односельчан тоже не все на поверхности. В отличие от Владимира Харчевникова, у которого достаточно крепкое хозяйство, местное коллективное весьма шатко стоит на ногах. Жители деревни не от великой любви к природе в эти дни бродят по окрестным лесам: за счет продажи собранных даров многие и пополняют семейный бюджет.
Впрочем, начальник комитета охраны природы трудности фермерства в российской глубинке во внимание не принимает. Настроен он решительно. Составил акт о нарушении природоохранного законодательства. В связи с этим на днях фермер будет вызван в прокуратуру. Настроение у него может испортиться до такой степени, что того и гляди исполнит свою угрозу и пустит все гусиное стадо под нож.
Мария РЫБИНА.
Сокольский район.