Лед архитектурного забвения, почти десять лет сковывающий Нижневолжскую набережную в Нижнем Новгороде и стыдливо прикрытый длинным синим забором, тронулся, причем, похоже, всерьез. Интриги добавила недавняя гроза, попутно снесшая изрядный кусок злополучной ограды, многие годы скрывающей великую реку от взора нижегородцев и гостей города. Погода в одночасье сделала то, чего суд не мог добиться десять лет. Теперь участок строительного ограждения в районе Скобы свободен. Конечно, открывшийся вид далек от живописного: на переднем плане - полуразрушенный железобетон и торчащая арматура…
Голосуют все
Проект Станислава Горшунова.
Радикальным благоустройством нижегородского побережья Волги и прилегающих улиц уже много лет озадачены власти областного центра и зодчие. Так, известный московский архитектор Сергей Непомнящий (интервью с ним было опубликовано в "НН" 29 июня) предложил ни много ни мало поднять этот район над землей, добавив горожанам целый этаж жизненного пространства.
А в начале июля состоялась презентация более реальных концепт-идей реконструкции Нижневолжской набережной. После нее были подведены итоги голосования на интернет-сайтах за лучший проект реконструкции. По словам главы Нижнего Новгорода Ивана Карнилина, лучшие идеи предложенных концепций войдут в итоговый проект благоустройства, который осенью будет разрабатываться городской администрацией, а окончательный проект реконструкции набережной будет готовиться с учетом голосов нижегородцев, общей концепции развития города и мнения профессионалов.
Незадолго до того первые лица городской власти и зодчества отсмотрели четырнадцать проектов благоустройства набережной на участке от Канавинского моста до речного вокзала. Как оказалось, радикально фантазировать на эту тему особо никто не стал. Архитекторы явно отдавали себе отчет в том, что создают не шокирующий чудо-объект, а одно из самых знаковых общественных пространств города. В итоге, при всех отличиях, в проектах наличествовало общее стремление адаптировать будущую набережную под максимально разные интересы нижегородцев, чтобы там стало комфортно и нижегородцам, и гостям города всех возрастов и темпераментов.
Затем началось поистине народное голосование, по итогам которого сформировалась шестерка лидеров. Были предложения обустроить на набережной как минимум зеленые зоны или лучше природный парк с прогулочными и велосипедными дорожками, длиннющую лавочку, видовые террасы и Музей Волги, организовать водную сцену и фонтан на воде, а к самой речной глади положить деревянные настилы для загорающих.
Вскоре были подведены окончательные итоги голосования, проходившего в соцсетях и электронных СМИ. Сказать свое слово о будущем облике Нижневолжской набережной смог любой желающий, а всего таковых набралось около шести тысяч.
В итоге в тройку лучших вошли проекты Станислава Горшунова (разделение набережной на два яруса), Сергея Туманина (четкое зонирование набережной, установка экопарковки, павильоны, фонтан на воде) и Зои Рюриковой (вывод к Волге озелененных склонов Дятловых гор, деревянная набережная с концертной площадкой и спуском к воде).
- Тройка лучших идей по итогам народного голосования ляжет в основу технического задания на проектные работы. В 2017 году приступим к работам на набережной, - сообщил первый заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Сергей Миронов.
В настоящее время выдвинутые идеи проходят экспертизу в плане возможностей их реализации. Кроме того, проекты оценят на областном градсовете под председательством губернатора.
А был ли конкурс?
Проект Зои Рюриковой.
Корреспондент "НН" обратилась к экспертам с просьбой оценить происходящие события, связанные с перспективами обустройства одной из главнейших достопримечательностей Нижнего Новгорода.
- По моему мнению, конкурс на концепцию реконструкции набережной прошел успешно, - говорит Александр Дехтяр, директор научно-производственного объединения "Архстрой". - Для начала хорошо, что такое мероприятие произошло вообще. Представленные работы расположились в широком спектре от экономичного видения реконструкции с максимальным использованием уже имеющихся на набережной строительных элементов до дорогостоящих проектов с требованием полной ликвидации всего того, что там есть. За основу можно взять в принципе почти любой проект, в том числе и "проекты-максимум", однако соотнеся их со сроками и стоимостью реализации.
Тем не менее в любом случае целесообразно уже на первом этапе использование существующих конструкций как площадки для развития общественной активности. Разумеется, предварительно необходимо обеспечить безопасность строительных руин. Исключение этих мест из общественного оборота на длительный срок плохо в первую очередь для самой территории, так как снижает ее социальный имидж. Место это вообще не очень бойкое, и таковым станет вряд ли скоро хотя бы потому, что на рейде слишком мало пассажирских теплоходов. Хотя, конечно, со временем это место станет привлекательным. Поэтому использование уже существующей уличной, полуформальной культуры, думаю, могло бы помочь начать раскручивать территорию с этой точки активности.
Вероятно, итоговый проект, принятый для реализации, станет некоей компиляцией сразу из нескольких разработок. Зачастую нынешние конкурсы именно этим и заканчиваются, и не только в Нижнем Новгороде. Совершенно не факт, что автору проекта-победителя доверят также и воплощение проекта и, следовательно, в процессе работы он может претерпеть значительные изменения. Конкурс концепций реконструкции и развития Нижневолжской набережной - по сути, коллективный мозговой штурм. Другой вопрос, что для воплощения отдельно взятых ярких, запоминающихся элементов итогового проекта следовало бы привлечь их непосредственных авторов или как минимум указать их фамилии в составе авторского коллектива.
- По-моему, интернет-голосование за лучший проект - не столько реальное исследование общественных предпочтений, но возможность привлечь внимание к проблеме, - скептически хмурится архитектурный критик Марина Игнатушко. - Я лично знаю людей, которые вообще не понимают картинки, но это же не значит, что у них не может быть собственного мнения или отношения к размышлениям о набережной. Сомнения вызывает процедура голосования: можно было "лайкать" тот или иной проект любое количество раз... Но главная проблема организации конкурса - в последовательности действий. Сначала необходимо все проговорить, попытаться понять, кто и как представляет набережную, для кого она. И на основе этой информации внятно сформулировать задание. Тогда бы мы получили убедительные концепции, а не отдельные видения. Сейчас сложнее разобраться - даже в симпатичных пазлах... Хотя, несомненно, хорошо, что создан повод для сравнений.
Особенно интересно автору было узнать мнение генерального директора МП ИРГ "НижегородгражданНИИпроект" Евгения Усанова. Дело в том, что специалисты Института развития города давно работают над проектами реконструкции Нижневолжской набережной, и корреспондент "НН" собственными глазами видела чертежи, которые почему-то не участвовали в упомянутом конкурсе.
- Как бы то ни было, думаю, в итоге все равно вернутся к нашему проекту как к ведущему, - размышляет Евгений Васильевич. - Мы серьезно занимались набережной, и наши разработки, конечно, ни в какое сравнение не идут с теми скороспелыми проектами, которые, кстати, не слишком реальны и в плане сметы. Мы можем сделать по минимуму - но с перспективой дальнейшего развития до максимума.
Ведущая идея заключается в том, что полуторамиллионному городу необходима большая прогулочная зона, она же рекреационная площадка, на которой можно проводить городские праздники. Набережную нужно не приукрашивать со стороны реки, а переосмысливать масштабно. Мы предлагаем убрать отсюда весь транспорт в подземный тоннель - это в том числе улучшит экологическую ситуацию. Получившаяся пешеходная зона объединится с улицей Рождественской. Сюда будут ехать со всего города!
Конечно, перед началом проектных работ непременно нужно получить результат обследования инженерных сооружений береговой линии. Во-первых, она частично разрушена, во-вторых - это было берегоукрепление с элементами причальных стенок. При реконструкции береговой линии она уже будет рассматриваться как набережная крупного города с учетом требований и норм, предъявляемых к ней.
Мария ФЕДОТОВА. Фото нижнийновгород.рф.
Проект Сергея Туманина.