В истории памятника на площади Свободы еще немало загадок

В истории памятника на площади Свободы еще немало загадок

В сквере на площади Свободы, бывшей Острожной, находится памятник, имевший несколько названий: "Революции 1905 года и ее жертвам", "Борцам революции 1905 года", "Жертвам революции 1905 года", а в обиходе и переписке - просто "1905-го года". А тогда, в 1929 году, заведующий партотделом крайкома ВКП(б) старый большевик Алексей Иванович Преображенский внес на рассмотрение райсовета Свердловского района города Горького предложение об установке знака на Острожной площади в память о событиях 1905 года.

Проект "Баррикады"

1 мая 1930 года на площади состоялся многолюдный митинг, была проведена в торжественной обстановке закладка памятника. Устанавливался срок его открытия - 25 декабря того же года, то есть на сооружение оставалось всего 8 месяцев. Но построить быстро не удалось, хотя, казалось бы, все для этого было под рукой.
Существует несколько версий, где взяты плиты под памятник. Выступая на митинге, Преображенский, секретарь комиссии по его сооружению, заявил:
- Нужен памятник-монумент, памятник - трибуна революции. Он будет из красно-коричневого мрамора, на пьедестале из серого гранита. Мы разобрали по камням мавзолей купца Рукавишникова на кладбище Крестовоздвиженского монастыря. Это наш мрамор. Мы заставили рукавишниковские миллионы служить революции и соорудили мавзолей-трибуну в память борьбы и борцов революции 1905 года.
В действительности это были обработанные блоки из красного и белого гранита, находившиеся в склепе. Ранее был объявлен конкурс на проект памятника, подача материалов осуществлялась до 10 апреля, а 24-го были подведены его итоги.
Жюри присудило первую премию проекту под девизом "Баррикады", предложенную архитектором Александром Яковлевым. Он стал и исполнителем этого проекта, строительство осуществлял Комжилстрой.
При заключении договора предусматривалось, что "материалом для постройки должен служить гранит, имеющийся в виде отдельных обработанных и частично полированных блоков, полученных от разборки надгробного мавзолея, которые по своим размерам приспособлены к запроектированному памятнику, но все-таки нуждаются в некоторой переработке". Специально в условиях конкурса оговаривалось, что "раздробление существующих гранитных глыб или их сложная притеска, в целях экономии средств нежелательна". Кроме того, никакие скульптурные украшения не допускались, кроме барельефа.
Основная идея памятника выражается в цитатах Ленина: "Каждая революция несет огромные жертвы для класса, который революцию производит" и еще ряд его высказываний о восстании 1905 года. Общество старых большевиков выпустило листовку с обращением к учреждениям о "денежной поддержке на постройку памятника" путем перечисления средств на счет комиссии. На гранитных плитах должны были быть выбиты изречения Ленина и имена погибших во время столкновения с полицией, а на четырехгранной колонне размещалось бы мозаичное панно из уральских самоцветов. Высота памятника составляла около 9 метров.
Следует заметить, что дополнительная полировка при строительстве потребовалась всего лишь на площади около трех квадратных метров. И частично были закрыты мастикой небольшие сколы, которые сохранились до настоящего времени.
В газете "Козьма Минин" за 13 апреля 1916 года в небольшой заметке "Мавзолей" приводятся такие сведения: "На кладбище Крестовоздвиженского монастыря с прошлого года воздвигается большой мраморный памятник-мавзолей над прахом нижегородского богача С.М.Рукавишникова. Памятник обещает выйти пышным и солидным и будет окончен еще не скоро, причем, в общем, обойдется не в одну сотню тысяч рублей, на которую можно было бы соорудить в городе приходской приличный храм..."

На сотне подвод

В 1914 году известный архитектор, один из представителей неоклассицизма Федор Шехтель по заказу Рукавишникова выполнил проект часовни для установки на кладбище.
В другом источнике указывается, что там возведена часовня в неоклассическом стиле по проекту архитектора, являющегося его приверженцем, без указания фамилии. Далее сообщается, что гранит от склепа был использован для сооружения памятника на площади Свободы.
В Центральном государственном архиве Нижегородской области имеется фонд архитектора А.А.Яковлева, материалы которого позволили довольно просто найти ответы на многие вопросы, но некоторые все-таки остались. До начала проектирования этого памятника архитектор сделал чертеж склепа с фиксацией на нем расположения всех блоков и их точных размеров. Затем была составлена таблица, включающая их параметры и форму, например указывалось: "с выемкой". На одном из чертежей изображена часовня, по своему внешнему виду соответствующая или напоминающая ту, что была спроектирована Шехтелем в 1914 году. Сохранилась фотография ее рабочего макета.
Таким образом, имея все размеры блоков, автор изготовил чертеж памятника "Жертвам революции 1905 года" с расположением имеющихся от склепа элементов на нем в соответствии со своим замыслом и сделал из гипса макет памятника. По одним данным, их общий вес составлял 63 тонны, по другим - 80. Но предварительно было необходимо разобрать его и погрузить на телеги, что было поручено выполнить Нижкомстрою.
Блоки подняли из котлована и перевезли на строительную площадку, для чего потребовалось 100 подвод.
Необходимо было обработать около 150 камней к 15 октября. Для возможности работы в холодное время суток был построен тепляк с обогревом и электрическим освещением.

Ответы впереди

В конце марта 1931 года памятник еще не выглядел законченным, и мастера приступили к работе по исправлению полировки и отдельных дефектов на камнях. При этом он был закрыт и не был доступен для осмотра жителям города. Однако в газете "Горьковская коммуна" приводится описание мероприятия его открытия в конце декабря 1930 года: "Вчера на Острожской площади тоже произошли события. Рабочие и трудящиеся города с развевающимися знаменами, с факелами, с лозунгами побед пятилетки, в стройных колоннах пришли на площадь... Среди площади раскинулся сквер, в сквере высится громада в деревянной обшивке, за которой спешно заканчивается постройка гранитного памятника павшим борцам первой революции".
Эта дата сооружения памятника и принята в нижегородском краеведении, и дата "1930 год" выбита на одном из блоков. На обелиске должна быть размещена мозаичная картина, посвященная событиям 1905 года. Панно изготавливалось в Ленинграде в Государственном акционерном обществе "Русские самоцветы". Оно в готовом виде в десяти ящиках было отправлено в наш город лишь 24 июня 1931 года. 21 июня для установки мозаичного панно на памятнике прибыл мастер, который приступил к работе 29 июля, и 26 августа она была окончена и принята по акту комиссией, в котором отмечено, что работа выполнена аккуратно.
Вероятно, эту дату и следует считать завершением работ на памятнике. Таким образом, на его строительство потребовалось 16 месяцев. Затем архитектором Яковлевым 21 июня 1931 года был выполнен чертеж перепланировки сквера. Для его ограждения и памятника использованы решетки, снятые с территории ярмарки, которая шла вдоль дороги к храму. Общая стоимость памятника оценивается в 80 тысяч рублей без учета стоимости гранита, лишь включены расходы на его перевозку.
Но не получен ответ на происхождение блоков для мавзолея Рукавишниковых, хотя имеется упоминание об изготовлении их из финского гранита. Можно предположить, что блоки были привезены из Санкт-Петербурга от разобранного ранее существовавшего здания. Наш памятник напоминает сооружения на Марсовом поле в этом городе. Поиск документов не окончен, и требуется дальнейшее интересное расследование его истории.

Борис ИЗВЕКОВ, краевед. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Наследие

Закатали репетицию

По главной трассе Сормовского района - улице Коминтерна - пассажирский транспорт идет сплошным потоком. Помнится, совсем недавно каждый автомобиль пересекал брусчатку, оставленную здесь на дороге. В этом месте автобус как бы вздрагивал, заставляя вспомнить место, где наши прадеды в далеком 1905 году строили баррикады во время восстания, в борьбе за не очень-то понятные теперь нынешней молодежи свободы.
С другой стороны проезжающих приветствует возведенный позже памятник Ильичу, который назвал революцию 1905 года генеральной репетицией Октябрьской. Монумент каждой весной моют волонтеры, справедливо не отказывающиеся от страниц истории своего района.
Теперь участок брусчатки заасфальтировали, как бы ничего и не было. Так постепенно исчезает еще одна страница старины, забывается прошлое.

Следите за нашими новостями в удобном формате