В Нижегородском государственном художественном музее завершилась выставка "Художник и клинок", организованная Всероссийской гильдией мастеров-оружейников.
Выставка оказалась совершенно умопомрачительной - и клинки, воплощенные в металле, и графические проекты холодного оружия завтрашнего дня.
Холодное оружие, безусловно, красиво само по себе. Оно само по себе как факт культуры нагружено множеством смыслов, ровесников "человека вооруженного": честь, доблесть, предательство… Если за дело берутся выдающиеся художники и кузнецы, получаются редкостные произведения искусства. Каждая работа - плод долгого труда творческого союза кузнеца-оружейника, художника-оружейника, ювелира, резчика по дереву.
Благодаря высочайшему художественному уровню исполнения многие работы, представленные на выставке, украшают частные и музейные собрания, в том числе собрание Оружейной палаты Московского Кремля. Приятно было видеть в экспозиции работы нижегородцев: Юрия, Михаила и Андрея Мишуковых, Юрия Власова.
Заведующий сектором оружия и конского убранства Государственного историко-культурного музея заповедника "Московский Кремль" Игорь Комаров венчал выставку лекцией об истории и сегодняшнем дне современного авторского художественного холодного оружия. Ведущий специалист-эксперт РФ по холодному оружию, один из основателей гильдии мастеров-оружейников объяснил, в частности, возникновение термина "авторское холодное оружие". Ведь, напомню, существуют серьезные юридические сложности с изготовлением оружия, холодного в частности. "Что еще за "художественное" оружие? - задавали мастерам резонный вопрос представители закона. - Если вы нарисуете бабочку на прикладе автомата Калашникова, будет ли он считаться художественным автоматом Калашникова?" Так была выведена формула "авторское холодное оружие", то есть созданное в единственном экземпляре. Идеальный клинок, каким его видит художник рубежа XX - XXI веков.
История свидетельствует, что славы в современности достоин именно русский клинок.
Мария ФЕДОТОВА.