Знаменитая пианистка, народная артистка СССР, профессор музыки Элисо Вирсаладзе дала два концерта в Нижнем Новгороде вместе с академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии. Музыканты представили уникальную программу: полный цикл концертов Бетховена для фортепиано с оркестром. Перед выступлениями гостья ответила на вопросы журналистов.
- Элисо Константиновна, Бетховен - ваш любимый композитор?
- У меня много любимых, и Бетховен, конечно, один из них. Он есть во всех: в Шумане, Шуберте, Брамсе, Шопене, Шостаковиче. С Шопеном у меня очень сложный роман был всю жизнь. Мне кажется, что сейчас я стала в нем хоть что-то понимать.
- На ваш взгляд, существует ли какое-то идеальное исполнение Бетховена?
- Когда играешь Моцарта или Бетховена, что-то добавлять от себя абсолютно недопустимо. Бетховен - диктатор в музыке. Нужны воля и колоссальная энергия, чтобы передать силу его произведений. Исполняя Бетховена, надо быть очень точным и при этом оставаться свободным. Для меня исполнитель, который абсолютно точно следует указаниям Бетховена, но может привнести и что-то свое, - идеален. Я к этому стремлюсь. Сейчас мне предстоит интересная авантюра. 2 ноября мы со студентами Московской консерватории будем играть сонаты Бетховена, и я им сказала, что чем больше вы будете погружаться в эту музыку, тем больше будете понимать, что ничего не понимаете. Это настолько серьезная задача - играть произведения, которые всегда выше исполнения.
- Был ли идеальным пианистом Святослав Рихтер?
- Рихтер был единственным, а не лучшим или худшим. У нас были замечательные пианисты. Это была советская школа: таких музыкантов, как у нас, наверное, не было нигде.
- А что сейчас? Вы преподаете - студенты, молодые музыканты, перед вами. Какая картина вам открывается?
- Сейчас очень-очень много талантливых! Просто жизнь стала сложная. И, несмотря на закрытость страны в советские времена, когда нельзя было уезжать, у музыкантов было время созревать. Молодые музыканты не торопились. И они могли жить в своей профессии. А сегодня безумно сложно быть преданным своей профессии. Жизнь заставляет мотаться по конкурсам. Бедные молодые - мне их очень жаль. Не от хорошей жизни они перебегают с конкурса на конкурс с одной программой. Они это делают, чтобы себя обеспечить. К сожалению, в нашей стране отвратительное отношение к талантам. Один мой несчастный аспирант долго добивался стипендии и был счастлив, когда ему утвердили эти две с половиной тысячи рублей… Почему они уезжают за рубеж? Не потому, что у нас плохие педагоги. Они вынуждены уезжать потому, что там легче зарабатывать деньги. Хотя за границей они получают худшее образование. А японцы и китайцы приезжают к нам - у них есть деньги. И они будут иметь возможность получить хорошее образование.
- Сейчас существует такое мнение: для того чтобы "раскрутиться", музыканту надо быть немного шоуменом. Как вы к этому относитесь?
- Это очень индивидуально. Но то, что появилась такая общая тенденция, такое мнение стало лидирующим, это не просто очень плохо - это трагично. Это говорит о том, что дальше будет еще хуже. Но те, кто с этим не согласны, должны делать то, что считают нужным. Хотя противостоять этому сложно. Публика очень разношерстная. На концерты таких шоуменов приходят люди с большими деньгами, они их и раскручивают.
Ольга ГОРНОВА.