Валерий ЯРУШИН:

Валерий ЯРУШИН:

Основатель легендарного ВИА намерен отстоять название своей группы
Сегодня ВИА "Ариэль" отмечает свое 37-летие. Именно 7 ноября 1970 года лучшие музыканты Челябинска впервые вышли на сцену в составе нового коллектива. До этого у основателя и руководителя ВИА Валерия Ярушина были другие ансамбли, в том числе известный в Челябинске "Аллегро". Но именно "Ариэль" стал в 70 - 80-е всенародно любимым коллективом, хиты которого "Уходишь ты", "В краю магнолий" и другие распевали все жители СССР. Спустя 37 лет мы сидим с основателем коллектива Валерием Ярушиным в гримерке и вспоминаем, как все начиналось…

Вместо предисловия
-

 Неужели прошло уже 37 лет? - Валерий Ярушин недоверчиво смотрит на меня и улыбается. - Ну, конечно, мы же так и решили, что будет в Челябинске такой коллектив - "Ариэль". Именно 7 ноября 1970 года.
- То есть вы решили заявить о себе под праздник?
- Ну да. Нам тогда по молодости казалось, что праздник будет вечным.
- А разве сама ваша жизнь не напоминала праздник? Знаете, мне в детстве все участники ВИА представлялись чуть ли не небожителями: у вас были гастроли, интервью, поклонники… Какая-то сказочная, нереальная и недоступная простому смертному жизнь. Разве было не так?
Валерий Ярушин берет паузу и, прежде чем ответить, задумчиво глядит на мои листочки с приготовленными вопросами из журналистского блокнота.

Прорыв случился в Горьком

- Впервые мы громко заявили о себе в передаче "Алло, мы ищем таланты!", где заняли первое место в региональном конкурсе. А вот когда выступали в Свердловске, то, несмотря на наше удачное выступление, уже видели, как ведущий Александр Масляков за спиной держал табличку с надписью "Ялла". Мы поняли, что все уже было предрешено и надо было вытаскивать наверх братский коллектив. Но спустя некоторое время - кстати, у вас в городе - мы взяли реванш и победили на фестивале "Серебряные струны".
- Да, это был 1971 год, знаменитый фестиваль, на котором впервые засветились многие звезды 70-х. Александр Градский, который после этого фестиваля тоже проснулся знаменитым, рассказывал как-то, что участники тогда наделали немало шума. Его даже волосы длинные чуть не заставили обрезать…
- Молодец, что он не поддался! Нам тоже тогда попало. Но все равно было здорово, это был настоящий прорыв. Нас, кстати, на этот фестиваль пригласил ваш джазовый музыкант Саша Шишкин. Он был на конкурсе в Свердловске и сказал тогда нам: "Ребята, ничего, это был молодежный фестиваль, а вот у нас в Горьком будет по-настоящему круто, приезжайте!", прислал приглашение, и мы приехали. На нас тогда никто не делал ставку, все думали: "Ну, какие-то сталевары с Урала". Да и мы после Свердловска не очень-то хотели светиться. А тут у нас еще электроорган сломался, и мы, по счастью, не участвовали в репетициях. Даже попросили ведущего, чтобы нас объявили, когда мы уже отыграем одну композицию. Открылся занавес, мы сыграли, и такое тут началось! Как бомба взорвалась! Скрыть, что это коллектив из Челябинска, было уже невозможно. Наша песня "Тишина" получила приз, нам вручили за нее модный в ту пору транзистор. А я до сих пор горд, что спел там битловскую песню.
- Так вы и стали знаменитыми?
- Какое там! На этом фестивале был корреспондент "Голоса Америки", чех по национальности. Он все ходил, фотографировал, и наша фотография попала в результате в один американский журнал. Там под ней стояла строчка: "Рабочие парни из рабочего города Челябинска несут в массы мир волшебной западной музыки". Они-то нас похвалили, а КГБ тут же прислал депешу. У нас размагнитили все записи на радио, чудом что-то сохранилось. Градскому, которого тот чех тоже похвалил, тогда запретили ехать на гастроли в Хабаровск, а у нас с этого момента и вовсе начались неприятности. Но мы не стали отчаиваться. Тем более что вскоре нас пригласили на фестиваль в Лиепае.

Паулс нашел квартиру под Ригой

- Здорово! Все-таки, значит, не так уж и плохо было в те годы существовать?
- А это еще не вся история. После горьковского фестиваля у нас появилось много недоброжелателей - и комсомольских, и партийных деятелей. Они говорили, что "Ариэль" развращает молодежь, поет битловские песни, ведет ее не туда.
- Подождите, но вы же исполняли тогда и русские народные песни, у вас были чудесные совершенно обработки.
- У нас была программа и русских народных, и битловских песен. Но кого из партаппаратчиков это интересовало? Короче, нас решили не отпускать в Латвию на этот фестиваль.
- Но вы все же туда поехали. И снова заняли там первое место. Факт, как говорится, непреложный. Поделитесь опытом, как вам это удалось.
- Нас действительно туда не пускали. И тогда мы продали гитару, чтобы иметь возможность поехать в Лиепаю. Приезжаем, выступаем, снова берем первое место и прямо со всеми своими медалями идем к Раймонду Паулсу, говорим, вот, нас не признают в России, что нам делать? Он отвечает: "Ничего, что-нибудь придумаем". И находит нам квартиру в городке под Ригой, говорит, переезжайте, работайте. Но тут, на наше счастье, известный композитор и непререкаемый в мире музыки авторитет Никита Богословский, который слышал две наши песни и совершенно не знал о наших мытарствах (потом он говорил, что думал, мы работаем в филармонии), написал о нас хорошие слова в "Литературной газете". Эта статья в номере за 13 мая 1973 года перевернула всю нашу жизнь. С этого момента для нас открылись все двери. Мы извинились перед Паулсом и не стали переезжать в Латвию.

Пугачева хотела петь вместе

- Валерий Иванович, я слышала, что вы в свое время даже вроде бы собирались работать с Аллой Пугачевой? Когда пересеклись ваши дорожки, на V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады?
- Да, в 1974 году. Тогда все критики писали, что на конкурсе появились три открытия - Пугачева, Хазанов и "Ариэль". Мы с Аллой тогда и решили, что будем выступать вместе, у нее в то время не было аккомпанирующего коллектива. Первое отделение должны были играть мы, а во втором - петь она. Но через пару недель Алла вдруг звонит и говорит: "Валер, ты извини, но я, наверное, все же погорячилась. Мне тут дудки еще понадобятся, еще что-то там…" Короче, стала отказываться. У нее тогда уже на горизонте были "Веселые ребята", и их руководитель Павел Слободкин заманивал ее туда. Но мы расстались по-хорошему и, когда потом встречались на концертах, всегда вспоминали безумно приятные вещи из прошлого.
- Кстати, вы же выступали на концертах еще и с Бичевской и Бабкиной?
- Это было в Дюссельдорфе в 1982 году, мы действительно работали вместе в одной программе "Русские песни в разных стилях". Жанночку я просто обожаю. Она пела там кантри, мы фолк-рок, а Надя Бабкина исполняла фольклор в его натуральном виде. Это был замечательный концерт, нас так принимали!

Чуть не стал “Иванычем”

- Как и чем вы живете сейчас?
- Еще в 89-м году я по творческим мотивам ушел из группы и оставил коллективу на 10 лет имя "Ариэль". Свой новый коллектив я хотел назвать сначала "Новый "Ариэль" или "Иваныч", но Пугачева говорит: "Не называй "Иваныч"! Тебя же будут путать с "Иванушками", назовись лучше "Ариэль Иванович". Но что-то я там неправильно залитовал. И этим воспользовались те, кто остался в прежней группе, мне стали звонить, угрожать судом, если я не оставлю им раскрученное имя "Ариэль". Теперь мой коллектив называется "Ариэль" Валерия Ярушина", это новый московский состав. В будущем году у меня должны пройти юбилейные концерты. Недавно вышла пластинка, в записи которой участвовала моя дочь Алена. Но с прежним "Ариэлем" мы все-таки судимся за название, и в декабре у нас должно состояться очередное заседание суда.
- Валерий Иванович, я читала, что вы недавно в родном Челябинске предложили назвать улицу именем своего любимого исполнителя Джона Леннона. Это правда?
- Да, теперь там есть такая улица. И я очень рад, что об этом знают и на родине ансамбля "Битлз".

Следите за нашими новостями в удобном формате