Сегодня - 90-летие Великой Октябрьской социалистической революции, или, как это событие именуют все чаще в последнее время, - октябрьского переворота. Хотя дело не в названии, а в сути.
По-разному можно относиться к этому событию, но нельзя не признать - оно сыграло огромную роль в новейшей истории человечества.
Кровавая ломка государственного строя повлекла за собой гибель десятков миллионов людей. Но ни одна революция доселе не обходилась без жертв, зато цель-то была благая - построить общество, которого еще никогда не было в истории. Конечно, можно говорить, что Ленин и его соратники проводили уникальный социальный эксперимент в угоду своим собственным амбициям. И действительно, за ценой они не стояли. Правда, точно так же можно сказать про всех революционеров, живших до них.
Этот семидесятилетний эксперимент себя не оправдал. Идеи справедливости, равенства и братства - вещи замечательные. Однако, во-первых, они на протяжении всей истории существования СССР только декларировались, а на деле искажались. Достижения Советского Союза в социальной сфере были весомы, но люди старшего и среднего поколения хорошо помнят, что тогда существовало множество товарищей, которые были "равнее" других.
Во-вторых, у социализма, как выяснилось, оказался один существенный изъян: он не стимулировал людей трудиться. Стимулы были моральные - мол, надо "догнать и перегнать", "пятилетку выполнить в четыре года", те же стахановское, бусыгинское движения, построенные на энтузиазме трудящихся, и т.д. и т.п. Но с экономическими стимулами как-то не складывалось. Например, стоило слесарю или токарю перевыполнить план и получить неплохую премию, как через некоторое время этот самый план делали нормой, тем самым сводя дополнительный заработок человека к минимуму. Вот и отбивалось в целях экономии государственных средств желание трудиться, ведь кому охота горбатиться, не получая материального удовлетворения? При этом нам все время указывали на Запад, где, дескать, человек труда работает из-под палки под страхом увольнения. А советским людям увольнение не грозит. И что же получили? А получили неэффективный, иррациональный труд во многих отраслях экономики.
Но тем не менее сама революция и новое государственное устройство наложили огромный отпечаток на весь мир. Так называемые цивилизованные государства, борясь с Советским Союзом и пытаясь предотвратить распространение коммунистических идей на планете, волей-неволей делали жизнь простого человека в своих странах более удобной и комфортабельной. Появился так называемый "капитализм с человеческим лицом", получили распространение различные модели социализма, например шведская, при которой социальная защищенность граждан находится на высочайшем уровне. В общем, главным итогом Октябрьской революции стало то, что она перевернула сознание не только простых граждан, но и сильных мира сего, и правящая элита многих стран стала по-новому выстраивать отношения со своими гражданами, дабы не допустить социальных потрясений. Толчком и катализатором этого стали события, которые 90 лет назад произошли в нашей стране.
Кстати, революции, которые сейчас время от времени случаются в разных государствах, уже происходят без кровопролития и жертв, что отражается в их "миролюбивых" названиях - бархатная, розовая, оранжевая и т.д. По идее жители многих цивилизованных стран должны быть признательны нам за то, что мы показали путь к "светлому будущему", по которому идти не надо, слишком дорого это обходится.
Сергей ПЕТРОВ.
Глас народа
Что нижегородцы знают о 7 ноября?
Елена Николаевна Смехова, социальный работник, 40 лет:
- Для меня эта дата по большому счету ничего не значит. Все это дела давно минувших дней, смысл праздника отпал. А то, что молодежь о 7 ноября не помнит и не знает, ничего удивительного, они же тогда не жили. Капитализма и социализма уже нет, хотя помнить и знать историю надо.
Сергей Бобков, студент 4-го курса Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета:
- Если честно, я уже запутался с этими патриотическими праздниками. Знаю, что Октябрьская революция была вроде в 1917 году, что в ней Ленин участвовал. "Вся власть - народу" - помню что-то по истории проходили. А 4 ноября мы что отмечаем? Разве не Октябрьскую?
Валентина Владимировна Тюкалова, 55 лет:
- Что значит помню или не помню? Да партбилет до сих пор при мне. День Великой Октябрьской революции был, есть и будет для меня праздником. Раньше 7-го числа мы ходили на демонстрации. Мы гордились тем, что состоим в партии. Как сейчас помню: партия - ум, честь и совесть нашей эпохи. А теперь что? По телевизору говорят, что Ленин был немецким шпионом. А потом мы удивляемся, почему молодежь ничего о своей стране не знает.
Алексей Александрович Сурков, предприниматель:
- Октябрьская революция - это часть нашей истории. Каких бы политических убеждений люди ни были, к историческим фактам нужно относиться с уважением. Другое дело, что правительство посчитало этот праздник неактуальным. Что ж, с одной стороны, это правильно: социалистический строй потерпел фиаско, сейчас у нас демократия. Свою идеологическую ценность праздник потерял, так как самой партии уже давно нет. Так какай смысл праздновать?
Идеи Октября живут, но не побеждают
События 1917 года в молодежном сознании
Октябрьская революция в одной из программ изучения истории Отечества называется просто и незамысловато: октябрьские события 1917 года. Но было бы слишком смело судить о трансформации взглядов современных молодых людей на этот судьбоносный период жизни России, не опираясь на факты.
В Нижнем Новгороде четырежды с 1997 по 2007 г. по единой методике проводились опросы учащейся молодежи, что позволяет проследить динамику оценок молодыми людьми Октябрьской революции и Гражданской войны. Опрашивались старшеклассники, учащиеся профтехучилищ и техникумов, студенты младших курсов вузов.
Самая распространенная оценка Октябрьской революции в истории России в опросе 1997 г. выражена у 57 процентов респондентов фразой "не берусь судить"; 16 процентов оценивали октябрьский переворот положительно, 26 процентов - негативно, называя социалистическую революцию роковой ошибкой. Во втором опросе доля положительных и негативных оценок сравнялась, а в опросе 2007 года положительных оценок в целом стало в полтора раза больше, чем негативных. Маятник оценок качнулся в другую сторону?
Другой сюжет исследования - отношение наших молодых современников к историческим персонажам тех лет. Сегодня лидеров и сторонников белого движения молодежь знает существенно меньше, а известным им представителям контрреволюции выставляет больше негативных оценок, нежели революционерам и красным полководцам. Но явно видна тенденция потепления за последние 10 лет отношения и к противникам большевиков, например к Керенскому, Колчаку, Деникину. Отношение молодежи к основателю советского государства более благожелательное, нежели в конце ХХ века. Наиболее критически к В.И.Ленину относятся старшеклассники, наиболее позитивно - учащиеся средних специальных учебных заведений и студенты вузов. Такой характер оценок был отмечен и 10 лет назад.
По сравнению с опросом 1997 г. в 2007-м заметно увеличилась доля учащихся (на 22 процента), которые в годы Гражданской готовы были бы сражаться за идеалы белого или красного движения. Судя по цифрам, чаще за идеалы "красных". Среди старшеклассников, учащихся техникумов и студентов вузов чуть больше половины всех опрошенных готовы встать под белые или красные знамена. Выделяются учащиеся ПТУ: 70 процентов готовы взять оружие в руки, а из них три четверти воевать на стороне большевиков. С ростом образования родителей незначительно растет стремление молодежи воевать на стороне белых.
Отдельная тема - вынос тела В.И.Ленина из Мавзолея. Пятью годами ранее за захоронение В.И.Ленина высказывалось 42 процента, против - 35 процентов. Сегодня сторонников этого плана почти не прибавилось (45 процентов), но уменьшилось число противников до 24 процентов. Вместе с тем две трети учащейся молодежи Нижнего Новгорода хотели бы посетить Мавзолей Ленина.
Сергей БАЛАБАНОВ, Павел КУКОНКОВ, Нижегородский отдел института социологии РАН.