Не исключено, что когда-нибудь в Нижнем Новгороде или где-то еще в России возведут памятник жертвам Федерального закона № 214. Тем многострадальным семьям, которые, продав для участия в долевом строительстве жилье и набрав в банках кредитов, по вине недобросовестных застройщиков долгие годы вынуждены мыкаться по съемным квартирам и как манны небесной ожидать чуда - сдачи в эксплуатацию дома, в котором они заранее оплатили долгожданные квадратные метры.
"Заморозку" сократят на треть
Число обманутых покупателей-дольщиков в этом году по всей нашей стране, по данным главы рабочей группы президиума генерального совета партии "Единая Россия" по защите прав дольщиков Александра Хинштейна, превысило 83,5 тысячи человек. В одной только Нижегородской области в реестре проблемных адресов, который по поручению губернатора Валерия Шанцева ведется в нашем регионе, значится 20 объектов жилищного строительства.
По информации заместителя губернатора, министра строительства регионального правительства Антона Аверина, за последние 4 года областной бюджет направил 347,67 миллиона рублей на завершение строительства проблемных жилых домов. А также на выплату компенсаций обманутым дольщикам. 32 дома-долгостроя удалось ввести в эксплуатацию. 3,5 тысячи человек получили свои долгожданные квартиры.
- В этом году мы планируем решить вопрос по шести объектам и еще по двум постараемся выплатить пострадавшим компенсацию, - отметил Антон Валерьевич. - Поэтому до конца текущего года мы на треть сократим количество долгостроев в нашей области.
Недавно Александр Хинштейн побывал в Нижнем Новгороде, и здесь вместе с Антоном Авериным он посетил два объекта, которые ранее были признаны долгостроями и включены в соответствующий реестр: дом № 28а на улице Пролетарской и дом № 118 на улице Белинского.
Дом № 28а на улице Пролетарской удалось достроить и ввести в эксплуатацию в прошлом году, но свои квартиры дольщикам пришлось ждать почти 12 лет. Его строительство было начато в 2003 году, но в 2005 году остановлено из-за недоговоренностей между застройщиком и подрядчиком. В феврале прошлого года после окончания всех судов, где представители ТСЖ выступали совместно с региональным министерством строительства, на площадку вышел новый подрядчик, и вскоре в доме начали справлять новоселья.
Посуху из воды
Такого же семейного счастья еще семь лет назад нам хотелось бы пожелать и потенциальным жителям другого проблемного дома - № 12 на улице Машинной в Сормовском районе областного центра. Представители областного правительства предлагали им свою помощь в виде компенсации ущерба, но жильцы вынуждены были отказаться: многие из них - приезжие из других городов, и почти восемь лет они живут в Нижнем на съемных квартирах.
Как рассказали "НН" сами жильцы, у двоих некогда преуспевавших в жизни глав семейств за это время окончательно сдали нервы, и они, не найдя для себя лучшего варианта, покончили жизнь самоубийством. Еще семеро скоропостижно ушли в мир иной, так и не дождавшись новоселья.
Сегодня большинство из этих обманутых дольщиков уверены: если бы не принципиальная и последовательная позиция прокуратуры Нижегородской области и Сормовского района, поддержанная федеральным инспектором по региону Павлом Ждановым, то бывшие управленцы обанкроченного ЗАО "Нижегородский ДСК" - заслуженный строитель России Юрий Зюзин и Александр Черепнин - вообще вышли бы сухими из воды.
"НН" уже рассказывали о том, что судебные заседания по уголовному делу проходили в ежедневном режиме вплоть до 26 декабря 2012 года. Государственное обвинение поддерживала старший помощник прокурора района Ольга Гагарина. Но, несмотря на представленные доводы, суд принял, мягко говоря, неожиданное для всех решение - возвратить дело прокурору. А все из-за того, что суд посчитал вину Александра Черепнина и Юрия Зюзина недоказанной.
- Предварительное следствие, которое осуществлял сотрудник следственной части ГСУ РФ по Нижегородской области, проведено было из рук вон плохо, - напоминает государственный обвинитель, старший помощник прокурора Сормовского района Ольга Гагарина. - Чтобы вменять подсудимым факты мошенничества, необходимо было доказать, что у управленцев ЗАО "НДСК" изначально не было желания исполнять свои обязательства по строительству дома, который они обещали сдать еще в 2009 году.
Между тем трудовая книжка Черепнина неизвестно куда исчезла вскоре после того, как в воздухе запахло керосином. Однако следователь, принявший к производству уголовное дело, не удосужился даже запросить официальные сведения о трудоустройстве финансового директора ЗАО "НДСК". Хотя в налоговой службе района и бухгалтерии конкурсного управляющего, как потом докажет прокуратура в лице государственного обвинения, такие записи имелись.
Именно благодаря работе гособвинителя было доказано, что Черепнин состоял в трудовых отношениях с ЗАО "НДСК". И не просто состоял. В ходе переквалификации обвинений Зюзину и Черепнину с мошенничества на хищение денежных средств у дольщиков (на сумму в общей сложности свыше 105 миллионов рублей) путем растраты было установлено, что гендиректор в свое время взял из кассы предприятия и не отчитался за 40 миллионов рублей, а его заместитель - за 20 миллионов.
Удалось Ольге Гагариной доказать суду и то, что Черепнин, кроме всего прочего, был еще и учредителем-директором элитного рыбного ресторана. Но главная тайна Черепнина, раскрытая гособвинителем, заключалась в том, что у него имеется заграничный паспорт с открытой датой и он свободно может покинуть страну в нужный ему момент.
Прокурор ходатайствовала перед судом об изменении меры пресечения для подсудимых с подписки о невыезде на заключение под стражу. И суд разделил точку зрения прокуратуры и обманутых дольщиков: с 29 декабря 2014 года и по сей день Зюзин и Черепнин пребывают в разных камерах следственного изолятора.
Достраивают сами
В декабре прошлого года дольщики провели общее собрание, на котором проголосовали за образование собственного некоммерческого партнерства "Успех", которое будет существовать за счет дополнительных доплат со стороны дольщиков и активно достраивать здание.
По словам председателя инициативной группы обманутых дольщиков Татьяны Денисовой, немалая часть дольщиков в свое время продала единственное жилье в других городах России, многие уже восьмой год мыкаются по съемным квартирам в Нижнем Новгороде. Недавно она присутствовала в суде на последнем слове Александра Черепнина, и тот полтора часа своей речи посвятил тому, что, оказывается, он ни в чем не виноват. Получается, что около 800 человек, включая детей, на восемь долгих лет сами себе такую жизнь устроили.
Для себя Черепнин требовал оправдательного приговора. Тем не менее Ольга Гагарина просила суд назначить и ему, и Юрию Зюзину наказание в виде шести с половиной лет лишения свободы.
Однако это произойдет еще не скоро, поскольку в октябре суд даст возможность обнародовать последнее слово и Юрию Зюзину, который также продолжает категорически отрицать свою вину.
А приговор им обоим суд начнет оглашать, предположительно, только в декабре, когда исполнится ровно восемь лет с тех пор, когда первые дольщики внесли в кассу ЗАО "НДСК" свои первые миллионы.
Константин ШИШАРИН. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Когда верстался номер
С третьей попытки
И вот многолетние мытарства жильцов многострадального дома на улице Машинной, к счастью, завершились. Как сообщила "НН" Татьяна Денисова, в сентябре государственная приемочная комиссия все-таки официально приняла многоквартирный дом в эксплуатацию.
Справка "НН"
Без денег и метров
Федеральный закон № 214, вступивший в силу 30 декабря 2004 года, впервые ввел в обиход понятие долевого строительства, посулив гражданам заманчивые перспективы, причем в любом понравившемся им городе или поселке. Каждый мог получить выгодный вариант приобретения жилья - на 20 - 30 процентов ниже стоимости готовой квартиры. Не оставался внакладе и застройщик, получая невиданную ранее экономию на процентах по сравнению с тем, как если бы он взял банковский кредит.
Однако тут-то и скрывался подводный камень, который потянул с собой на дно все перспективное нововведение. Госдума РФ уже в нескольких чтениях рассмотрела поправки в Закон № 214, согласно которым с 2020 года в механизм финансирования долевого строительства будут внесены изменения, которые запретят продажу квартир на стадии строительного производства. Их продажа будет осуществляться только после сдачи объекта в эксплуатацию.
Практика показала, что при нецелевом использовании привлекаемых средств от дольщиков-покупателей и банкротстве застройщика рядовые соинвесторы часто остаются и без денег, и без уже оплаченной квартиры. Поэтому депутаты предложили ввести посредника между дольщиком-плательщиком и застройщиком. И, предположительно, в его роли выступят крупные российские банки.