В одних магазинах прямо-таки хроническая распродажа, в других - по большим праздникам. Ну и традиционно конец года - это буквально вакханалия снижения цен. Чтобы завлечь покупателей, заманчивыми предложениями броско оформляют витрины - 30, 40, а то и 70 процентов скидки.
Бесплатный сыр
Tрудно устоять, когда приглянувшийся товар предлагают существенно дешевле. Но при всей выгодности таких покупок зачастую в них есть и отрицательный момент. Пользуясь состоянием эйфории довольного покупателя, торговля нарочито безапелляционно оговаривает для себя особые условия. Их могут довольно жестко обозначить в размещенных в торговом зале объявлениях или даже на товарных чеках после оплаты покупки: "Обмену и возврату товары со скидками не подлежат".
Еще более однозначна торговля в отношении товаров, имеющих различные дефекты, а поэтому и уцененных. Сомнительно, чтобы, например, юбку или брюки с затяжками, которые в принципе нетрудно устранить в домашних условиях, мгновенно примут для обмена, если не подошел размер или цвет. Скорее всего, покупателю придется затеять скандал - в ином случае его попросту выпроводят, хотя требования его абсолютно законны.
Личное дело торговли
У специалистов по защите прав потребителей своя точка зрения на эту проблему.
- Финансовая политика любого продавца, к которой относятся скидки, акции по снижению цен, уценка и тому подобное, не касается покупателя, - уверены в Нижегородской областной общественной организации "Защита потребителя". - Все это - личное дело торговли. Хочет - пусть снижает цены для увеличения продаж, не хочет - пусть оставляет их на прежнем уровне и затоваривается. Это внутреннее дело каждой торговой точки, и покупатель здесь ни при чем.
- Реализация уцененного товара и всего, что продается со скидками, подчиняется правилам торговли, определенным постановлением № 55 правительства РФ (последние изменения в него внесены в 2006 году), и Закону РФ "О защите прав потребителей", - подчеркивает Татьяна Печинкина, помощник председателя правления НООО "Защита потребителя". - В частности, весь качественный товар независимо от самых запредельных скидок (да хоть на 99 процентов!) должен иметь необходимые документы о качестве. Это, в зависимости от товара, сертификаты соответствия, удостоверения качества или декларации соответствия.
Гниль не стоит денег
Самое наглое, что может сделать торговля, это продажа подпорченных продуктов с уценкой. На самом деле товар с гнильцой должны не уценять, а списывать. То же касается и еды с закончившимися сроками годности.
Еще, конечно, неприятнее, когда просроченный товар стоит на продуктовых полках в одном ряду со свежим по одной и той же цене. Чтобы "отделить зерна от плевел", в магазине надо не лениться внимательно смотреть на маркировку. "Уцененная" продажа негодного товара, которому место на помойке или в лучшем случае в кормушках скота, свидетельствует о вполне сознательном игнорировании прав потребителей и российского законодательства.
Так что в отношении еды с советских времен ничего не изменилось: продукция подпорченная или с истекшим сроком годности подлежит списанию и утилизации. Пожаловаться на ее наличие в торговой точке можно как в структуры защиты прав потребителей районных администраций, так и в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области. Реакция будет незамедлительной, так как есть реальная угроза здоровью потребителей.
Цены для служебного пользования
Уценка товара вовсе не маркер для продавца, не позволяющий ему принять товар обратно. Это всего лишь цены ДСП (для служебного пользования) самого магазина.
- Товар, по объявлению находящийся в распродаже или уцененный, на 100 процентов подлежит возврату или обмену, если это предусмотрено для группы аналогичных товаров, - поясняет Татьяна Печинкина. - Само собой разумеется, что возврат денег происходит в сумме, не превышающей той, что заплатил покупатель, ведь скидки могут прекратиться уже на другой день.
Все объявления о том, что товары, купленные во время различных акций торговли, якобы "не подлежат возврату и обмену", неправомерны. Более того, как говорят в НООО "Защита потребителя", это значительно ущемляет права покупателей.
Наиболее спорной является позиция торговли в отношении дефектных промтоваров. Неважно, что продавец несколько раз сказал, что на пиджаке на спине пятно и поэтому он стоит гораздо дешевле, чем его "собратья". Надо, чтобы этот дефект был отмечен в товарном чеке. В противном случае никакие словесные "заклинания" значения не имеют, и пиджак можно вернуть на общих основаниях как некачественный (при наличии свидетелей, что дефект имелся еще в магазине). Проявивший упрямство продавец должен отвечать за свои неправомерные действия по Закону РФ "О защите прав потребителей" и в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Если дефекты, как полагается, зафиксированы письменно, то поступить можно еще проще - обменять пиджак в течение 14 календарных дней, не считая дня покупки, на тех основаниях, что он не подошел по размеру, фасону или цвету. Ну, обнаружили вы дома перед зеркалом, что нужен такой же товар, но, например, другого цвета (а может, просто иного оттенка того же цвета). Или, как в кинофильме "Бриллиантовая рука", с перламутровыми пуговицами.
Однозначное резюме
Отказ торговли в возврате денег или обмене уцененного товара - основание обратиться в суд с перспективой его выиграть. Однако, как показывает практика НООО "Защита потребителя", большинство представителей торговли предпочитают все же досудебное решение вопроса, чтобы дополнительно к цене товара не платить, в частности, ни штраф в федеральный бюджет, ни неустойку за просрочку исполнения требований потребителя. Уместно также дополнить, что иски по Закону РФ "О защите прав потребителей" имеют такую льготу, как отсутствие судебной пошлины независимо от цены иска.