Геннадий ПОЛОКА:Любые сценарии я превращал в свои

Геннадий ПОЛОКА:Любые сценарии я превращал в свои

В рамках фестиваля "Новое кино. XXI век" его президент - кинорежиссер Геннадий Полока, снявший такие легендарные картины, как "Республика ШКИД", "Интервенция" и "Один из нас", встретился с нижегородскими зрителями. Он выразил надежду, что фестиваль будет и впредь проводиться в Нижнем, и рассказал немало интересного о своей творческой судьбе.
- Жизнь у меня была тяжелая и противоестественная. Мои программные картины долгие годы пролежали "на полке": "Интервенция" - 20 лет, а "Наше призвание" и "Я вожатый форпоста" - шесть. И 1990-е годы были ужасным временем. Премьера "Возвращения Броненосца" прошла в 25 странах, а в России проката не было. Мои фильмы уродовались, мне навязывались сценарии. Но, когда я вынужден был снимать картины по таким сценариям, я их превращал в свои.
После "Интервенции" мне вручили сценарий фильма "Один из нас" и сказали, что снять его - единственный способ доказать свою лояльность. Это был мрачноватый документальный текст, основанный на подлинной истории: немцы перед войной попытались украсть нашу "катюшу" и противотанковое ружье. В СССР были заброшены агенты германской разведки, но операцию удалось предотвратить. Начальники были убеждены, что я сниму что-то вроде фильма "Щит и меч". Но я решил снять картину про Ивана-дурака - такого наивного хитреца, который своими поступками ставит могущественных врагов в смешное положение. Когда начальники посмотрели картину, они сказали, что это издевательство над героизмом советских разведчиков. Тогда я пригласил посмотреть фильм известных разведчиков - и они его спасли. Картину выпустили в прокат, но запретили рекламировать - весь тираж плакатов был уничтожен. Однако фильм прошел с большим успехом, я даже получил две "прокатные" премии. Ведь там блистательная плеяда актеров - даже в эпизодах играют звезды! На главную роль я позвал Высоцкого, но его запретили снимать. Тогда он привел Юматова, но тот не умел ни петь, ни танцевать, а этого требовал сценарий. В итоге петь и плясать Юматова научил Высоцкий.
Я снимаю картины довольно печальные. Когда я начинал снимать "Республику ШКИД", мне сказали: "Конечно, это будет скучный фильм, но ты не волнуйся, мы приведем на сеансы школьников". И никто не ожидал, что будет оглушительный успех, люди будут смотреть фильм по 8 раз. Это такая трагикомедия, такой "черный” юмор… Но если бы у меня не было чувства юмора, я не знаю, как дожил бы до 77 лет.
Я не поклонник реализма - и советского, и неореализма. Режиссер должен предъявлять в кино свой субъективный мир, которого нигде больше нет. Для меня Феллини в этом смысле - великий мастер. Была такая теория под названием "монтаж аттракционов". Это когда клоуны, ездящие по миру и не владеющие языками, доносят содержание представления с помощью жестов. Из таких "аттракционов" состоят и мои картины. Эти "аттракционы" увлекают, интригуют зрителя. Например, в "Республике ШКИД" мне нужно было изобразить 1920-е годы. И я снял такую сцену: идет демонстрация, едет грузовик, изображающий ладью. На борту написано: "Степан Разин". Стоят казаки, а посреди них сидит Стенька, на коленях у него - "шамаханская царица". Казаки скандируют: "Нас на бабу променял!" Стенька берет царицу и бросает за борт, а потом достает саблю и кричит: "Да здравствует мировая революция!" Вот и все 1920-е годы…
Сейчас я снимаю фильм "Око за око" о красном и белом терроре. Но и там есть юмор - смешное можно увидеть даже в самой страшной ситуации. Там играют потрясающие артисты. В ближайшие месяцы я фильм закончу.
Ольга ГОРНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате