На концертах заслуженной артистки России Любови Исаевой зал замирает от восторга. "Несмелым голосом романса" она раскрывает самые потаенные уголки женской души. Так было и на концерте Любови Исаевой, состоявшемся 10 ноября на сцене автозаводского Дворца культуры.
Сильва - в прошлом
- У вас академическое вокальное образование, но сейчас вы поете не Тоску, не Сильву и не Джудитту, а современные и старинные романсы.
- В Ленинградском театральном институте я занималась у народного артиста России Эдуарда Анатольевича Хиля. Он познакомил меня с композитором Валерием Гаврилиным. Это определило начало моей творческой судьбы. Сначала я пела русскую песню: у Гаврилина напевы северные, вологодские. С его песней "Пошел солдат" из цикла "Военные письма" я выступала на пятом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и стала лауреатом. Пела a capella с большим барабаном, который имитировал шаги тяжелых солдатских сапог. Затем я постепенно перешла к современному романсу, к произведениям Баснера, Петрова, Шварца.
- Вы упомянули Андрея Павловича Петрова. Скоро в ряде российских городов, в том числе и в Нижнем Новгороде, пройдет фестиваль, посвященный его памяти. Расскажите о своем сотрудничестве с композитором.
- После премьеры в 1984 году фильма Никиты Михалкова "Жестокий романс" я познакомилась с замечательным гитаристом-виртуозом Владимиром Ямпольским, который предложил исполнять произведения из этого фильма. Затем на одном из концертов меня увидел Андрей Петров и говорит: "Любочка, вы не хотите попеть мои романсы? У меня скоро творческие вечера…" - "А я их давно пою", - отвечаю. И три года, до самого моего отъезда в Москву, мы плодотворно работали: я исполнила многие его сочинения на стихи Ахмадулиной, Цветаевой. Побывав на моем концерте, Белла Ахатовна подарила букет хризантем и, надписав афишу, сказала: "Надо верить в свою звезду". Слова поэтессы оказались пророческими: я не изменяю своему любимому жанру на протяжении многих лет.
Современный романс - это профессионально
- Я долго и сознательно уходила от академической манеры. Но иногда хочется взять в руки ноты и спеть Пуччини, Чайковского.
- А что проще исполнять: старинный романс или современный?
- Современный романс петь сложнее: все-таки он написан для профессионалов. Старинные рассчитаны на любителей. А для исполнения старинного романса необходимо чувство. В них потрясающие тексты. Я говорю своим ученикам: "В тексте "Калитки" все обозначено: ночь, беседка, серебряный иней черемухи, жемчуг росы - это же нельзя громко петь!" Не знаю, как это происходит у меня самой, но уже голосом начинаю "плести" кружева. Я мечтаю, чтобы этот жанр развивался. Романс свойственен русской душе, в нем все идет от слова, и даже в "жестоком" романсе всегда есть надежда. Мы привыкли думать, что любовь ушла - и все. Нет, надежда остается. Правда, нужно дать светлую ниточку надежды, "высветить" ее в последнем аккорде. Может ли русская женщина окончательно хлопнуть дверью? Мне кажется, что нет. По крайней мере, когда пою, я неизменно чувствую это.
Владимир ШЛЫКОВ.
Автор благодарит президента Ассоциации русского романса "Изумруд" (Москва) Надира Ширинского за помощь в организации интервью и предоставленные фотоиллюстрации.