Конечно же, великое благо, что 2007 год был объявлен годом русского языка. Но что в сухом останется осадке, когда высохнет поток слов горячий? Ответа утешительного не видится…
Стенать по большому счету не хочется, хотя ситуация с русским языком и впрямь аховая. Не хочется по той причине, что русский язык находится на очередном переломе своего бытия. Ведь он живое явление, а все живое по-своему реагирует на изменения в обществе. И не всякие общественные катаклизмы носят губительный для русского языка характер.
Вспомним Петровскую эпоху. Ведь и тогда не счесть было споров о гибели русского языка, засилья иностранщины, порой чуть ли не палкой внедряемой в русское сознание. Но не в том ли и сила русского языка, что он сумел в этой мельнице перемолоть чуждое и явить России великого языкотворца Пушкина, создателя нового русского литературного языка!
А разве меньшие потрясения испытал русский язык в эпоху революций начала XX века - от засоренности той же иностранщиной до расцвета вульгарной, блатной лексики и связанной с ними манерой мыслить. Пережили? Да, пережили, вновь явив граду и миру непревзойденных мастеров слова от Есенина и Блока до Шолохова, Булгакова, Пришвина, Леонова, Распутина и Рубцова.
Да, худо-бедно русский язык становится делом государственной важности. Однако чем можно объяснить сокращение в школьной программе часов по русскому языку и литературе, нищенские зарплаты учителей-словесников? Не в лучшем положении библиотеки - и муниципальные, и образовательных учреждений.
Нижегородским писателям довелось в этом году участвовать в ряде "круглых столов", организованных министерством образования Нижегородской области. По большому счету положение дел с изучением и преподаванием отечественной словесности не радует. За исключением одного: слава богу, у нас еще остаются бескорыстные и преданные служители русского слова - учителя и библиотекари. Но сколько можно ехать на их энтузиазме?!
Нельзя не сказать и того, что абсолютно ненужными государству оказались мастера слова - писатели, которых низвели на уровень общественной организации вроде "партии любителей пива". Не имею в виду литературных поденщиков, сочинителей коммерческого чтива. В массе своей это и не мастера слова, а его ломатели, активно внедряющие в невзыскательную читающую массу вульгарный, "современно-русский" язык, где что ни слово, то похабщина, нецензурщина и блатной расклад да расхристанный "молодежный" сленг.
Конечно, есть и исключения из правила. Активно поддерживают русский язык и литературу в Павлове, Кстове, Семенове, Арзамасе, Выксе, Городце… Но все это исключение из правил.
Сейчас много и справедливо говорят об инвестиционной привлекательности регионов, экономической составляющей жизни общества. Но много раз было говорено, что без культурной, языковой, литературной привлекательности области, края, страны не будет и инвестиционной. Это от библейского: "Не хлебом единым жив человек".
В Белгороде весной этого года был открыт первый в России и мире памятник Русскому слову, прошли Дни русской литературы и научно-практические конференции по проблемам русского языка. Что-нибудь подобное было или есть в Нижнем?
За честь почитают многие русские города принимать у себя всероссийские Дни славянской письменности и культуры (Мурманск, Москва, Великий Новгород, последний раз - Коломна). Нижний Новгород даже и не помышляет о подобном, хотя для инвестиционной привлекательности это было бы куда как здорово! Потому-то и хочется, чтобы год русского языка-2007 не стал "галочкой" для отчета, а долгосрочным национальным проектом с четко расписанной программой и реально наполненным финансированием.
Слова мы привыкли говорить - и русские, и нерусские, и рафинированные, и припудренные. Пора заняться делом во благо русского языка, народа-языкотворца и его подмастерьев. Это никогда не поздно.
Владимир ЖИЛЬЦОВ, председатель правления Нижегородской областной организации Союза писателей России.