Блистают…
Али-баба, неунывающий добряк, простой как пятак, ездит на хитром ослике с бутафорскими ногами и непрестанно издает позитивные звуки - либо изрекает что-то разумное-доброе, либо поет. Вообще песен в этой постановке предостаточно, и многие из них узнаваемы. Поет Касым, щедро затыкая рот апельсинами своей родовитой супруге. Поют разбойники, выстраивающиеся в очередь похвалить своего предводителя. Поет-шумит восточный базар, умело создающий иллюзию истинно восточной суматошной движухи сравнительно скромными средствами.
Поют (и танцуют) решительно все… кроме некоего загадочного старца, двигающего действие. Когда он сбросит накидку, что-то вроде бы прояснится, хотя интрига на макро-уровне лишь запутается. Зачем, казалось бы, искушать Али? Не иначе как для того, чтобы проверить на прочность и прилюдно продемонстрировать превосходство добра над злом.
Взыскующим эффектов и веселья – добро пожаловать на спектакль «Али-баба и сорок разбойников».
А, да, и пещера с сокровищами - она очень хороша, просто блистательна!
…и интригуют
Кстати о пещере. Вспомним Платона и его знаменитую аллегорию, сравнивающую человеческое сознание с видением лишь теней подлинных предметов. Эта аллегория не раз приходит на ум при знакомстве с тюзовской постановкой «Похищения Джонни Дорсета» по рассказу О`Генри.
Спектакль сделан сильно «по мотивам», зато акценты расставлены хитро: двое взрослых мошенников сидят в пещере, и перед их глазами проносятся тени - былых героев, духов места, богатства, светлого будущего. В сухом остатке в руках останется хвостик от тени, то есть ничего. По сути, настоящий, живой, просветленный персонаж в этой катавасии – один Джонни, он же вождь краснокожих, потенциирующий иллюзии. Довольно скоро он не просто усмиряет любителей дармовщинки, но и предъявляет им вполне резонные претензии к миру взрослых - типичные для подростка. Пока еще свежесть восприятия не замутнена всякой житейской дрянью, «пока сердца для чести живы», Джонни безжалостно топит и жжет фрегаты взрослых лгунов, слабаков и неудачников, чья главная и единственная заслуга – лишь в количестве прожитых лет. Это очень сильный режиссерский ход.
Полный улет!
«Летучий корабль» - безусловный хит тюзовского репертуара. Вслед за мультипликационным мюзиклом Гарри Бардина нижегородский театр выводит на сцену донельзя обаятельного Ивана, решительную Царевну, слишком интеллигентного для занимаемой должности Короля и гадкого карьериста Полкана.
Песни и реплики знакомы детям и взрослым по упомянутому мультику. Есть и нижегородская «фишка», в оформлении – городецкая и семеновская росписи в декоре и костюмах. Песни и танцы, конечно же, выше всех похвал. А как метко, под дружный детский смех, Царь пуляет подушками и игрушками в окно башни своей упрямой дочки!
Впрочем, второе действие еще прикольнее, чем первое. Там поют и танцуют фантастические твари земли русской, правда, явно испытавшие влияние Запада. Например, Водяному аккомпанирует джазовый квартет пиявок и лягушек. Бабки-ежки устраивают галлюциногенный дэнс и, ненавязчиво уснастив свою избушку грибами, вгоняют Ивана в состоянии измены.
Но, конечно же, хеппи-энд неотвратимо настает – и корабль плывет. То есть летит. На всех буквально раздутых парусах.
Мария ФЕДОТОВА. Фото предоставлены Театром юного зрителя.