С началом периода "белых мух" и окончанием сезона отпусков финансовые организации активно зазывают новых вкладчиков. Крупные стенды, сулящие "самый выгодный вклад" и "щедрые проценты", уже украсили фасады большинства нижегородских представительств банков. Однако, по наблюдениям экспертов, в этом году количество сезонных предложений все же меньше, чем в 2015-м. Да сам процент по вкладам оставляет желать много лучшего…
В клиентах нет нужды?
По словам директора департамента пассивных, страховых и инвестиционных продуктов банка "Открытие" Вадима Погосьяна, сезонные акции всегда так или иначе связаны с повышенными ставками по вкладам. Правда, отмечает эксперт, сейчас крупные банки не заинтересованы в активном привлечении денег клиентов.
- В прошлом году мы наблюдали сильное падение реальных доходов населения, приток вкладов был минимальным, - отмечает Андрей Люшин, заместитель председателя правления Локо-банка.
Сегодня же ситуация в экономике якобы стабилизируется и у банков нет потребности в таком агрессивном маркетинге. Да и вообще, все чаще банки делают такие предложения, чтобы удержать клиентов. Возможно, подходит срок окончания большой части годовых вкладов, и, чтобы остановить отток средств, сезонные акции снова вводятся в продуктовую линейку.
С оглядкой на инфляцию
И все же доходность большинства сезонных вкладов превышает среднюю ставку по рублевым депозитам, которую рассчитывает Центральный банк. По данным РБК, на июль 2016 года средневзвешенная ставка ЦБ в целом по России по вкладам на срок от одного до трех лет составила 8,34%, от полугода до года - 7,33%, от месяца до трех - 6,2%.
Кроме того, в этом сезоне на рынке много предложений с плавающей ставкой. Допустим, вклад подразумевает размещение средств сроком на 540 дней. Однако его доходность в первые 180 дней составит 5,5 процента годовых. Ставка для второго периода (181 - 360 дней) - 7,5 процента годовых, для третьего (361 - 540 дней) - 11,5 процента… В итоге средняя ставка по таким предложениям часто получается примерно такой же, как у обычного вклада, - чуть больше 8 процентов.
- Подробная информация о действующих сезонных вкладах размещается банками на общедоступных ресурсах, в том числе на своих официальных сайтах и рекламных стендах, позволяющих подобрать вклады по определенным параметрам и провести их сравнительную характеристику, - сообщили "НН" в Волго-Вятском ГУ Банка России. - Средневзвешенная ставка по срочным рублевым вкладам населения, привлеченным на территории Нижегородской области, в сентябре 2016 года составила 6,3 процента, по вкладам в долларах США - 1,1 процента, по вкладам в евро - 0,4 процента. Годом ранее доходность банковских вкладов превышала указанные значения на 2,6, 1,2 и 1,4 процентного пункта соответственно.
По словам нижегородских экспертов, сезонные вклады довольно интересны за счет привлекательных ставок, но на небольшой срок. К примеру, на шесть месяцев. А вот в годовом выражении предложение может оказаться уже не столь выгодным: инфляция "съест" всю выручку. Поэтому имеет смысл предварительно выяснить, какой точно доход получит клиент по окончании срока вклада. В любом случае ставка по вкладу должна хотя бы превышать официальную инфляцию. То есть по рублевым вкладам она должна быть выше 8 процентов, а в валюте - около 2 процентов. Ну и, разумеется, надо обращать внимание на надежность банка. В особенности если речь идет о сумме, превышающей 1 млн 400 тысяч рублей.
- Если есть вероятность, что деньгами придется воспользоваться, я бы не рекомендовал размещать их во вклады, которые не дают возможности снять деньги без потери дохода, - советует Вадим Погосьян.
Арина ОГУРЦОВА.
Комментарий
Галина УТКИНА, вице-президент, директор департамента депозитов и комиссионных продуктов "Ренессанс Кредит":
- Какой-то существенной разницы между количеством сезонных предложений по вкладам в этом году по сравнению с прошлым не наблюдается. А вот если сравнивать текущее положение с ситуацией шести- или семилетней давности, то разница действительно есть. И причин этому несколько. Во-первых, на фоне не слишком активного кредитования потребности банков в пассивах значительно уменьшились, поэтому кредитные организации не стремятся наращивать свои депозитные портфели, экономя в том числе и на сезонных предложениях. Во-вторых, такие предложения подразумевают не только повышенные ставки по вкладам, а значит, и большие процентные расходы для банка, но и зачастую траты на маркетинговое продвижение - чтобы новый клиент узнал о них. В последнее же время финансовые институты стали все меньше бороться за новых вкладчиков и все больше обращать внимание на "взращивание" своего лояльного клиента, который на протяжении долгих лет останется верен банку. И поэтому кредитные учреждения уже не видят острой необходимости в запуске каких-либо сезонных предложений, а сосредоточиваются на программах лояльности.
Мнение
Станислав ДУЖИНСКИЙ, аналитик банка «Хоум Кредит»:
- В условиях сжатия кредитного рынка банки перестали предъявлять настолько существенный спрос на ликвидность по сравнению с тем, каким он был в предыдущие периоды. Это привело к тому, что они вынуждены сдерживать рост своих портфелей вкладов. Эта тенденция характерна для рынка в целом. Так, по данным Банка России, портфель вкладов физических лиц с начала этого года в целом по банковской системе вырос всего на 0,4 процента против 14 процентов в прошлом году. Именно это и стало причиной снижения предложения осенних вкладов в этом году.