Миллионная ноша

Миллионная ноша

В прошлом году российским школам предложили выиграть миллион рублей, а средним специальным учебным заведениям, вузам - даже несколько миллионов. Для этого надо было представить свой инновационный образовательный проект, поучаствовав в приоритетном национальном проекте "Образование". Самые смелые пошли на риск, получили грант и 128 нижегородских школ. Но радость обернулась в том числе и проблемами.

Деньги всех проблем не решают

В кои-то веки образовательные учреждения получают такие подарки, и многие директора в мечтах прикинули, на что потратят деньги. Например, одна из директоров школ даже подыскала бригаду для ремонта спортзала. Увы, грант обязали потратить только на то, что связано с инновациями, например на компьютеры или приборы для лабораторий. (Хотя те же современные спортивные тренажеры будут нелишними в каждой школе, ведь наши суперпродвинутые в компьютерном смысле дети в большинстве своем хроники.)
Запомнилась встреча с другим директором. Как ему не переживать, если оставалась всего неделя, а на счету полмиллиона неизрасходованных денег. Но первый блин частенько оказывается комом. На второй год дорога уже проторена. Да и опыт коллег по цеху пригодился. Кстати, в нынешнем году рискнули пойти на "миллионное" дело уже 227 школ Нижегородчины, многие по второму разу. А вот стало ли меньше проблем?

Траты по расписанию

Директор Новосельской школы Вачского района (признанной самой лучшей среди сельских школ области) Андрей Андриенко, отважившийся в первый же год своего директорства замахнуться на грант, об этом не жалеет.
Трудностей с освоением миллиона не было. В сельской школе что ни возьми - все надо. Накупили и компьютеров, и мебели, даже куклу-тренажер для кабинета ОБЖ, оставили деньги для курсов повышения квалификации учителей. Куда и на что можно тратить - все прописано в методичке. Единственное, посетовал директор, поставщиков определяют сверху по конкурсу. И как у нас бывает, берут не качественное, а что подешевле.
Поддержала коллегу и директор лицея - центра одаренных детей из Нижнего Новгорода Светлана Носова:
- Если бы дали свободу выбора, администрация школы вместе с родителями и детьми потратили бы деньги на то, что необходимо нам в первую очередь.
В остальном же, по словам Светланы Анатольевны, механизм освоения знаком, и уже 85 процентов денег потрачено. Рады, что купили программное обеспечение для компьютеров, видеокамеру, ноутбуки.

Компьютерный "металлолом"

- Проблемы остаются. Куда же без них? - начинает разговор директор 87-го лицея Нижнего Новгорода Анатолий Корягин. (Второй год подряд лицей выигрывает со своими проектами миллионный грант, в этом году признан лучшим в номинации "Городская школа" по Нижегородской области.) - Например, городской конкурс на определение поставщика компьютеров - мы заказали на 480 тысяч рублей - закончился только в октябре. Разве это дело, когда деньги нужно потратить до 15 декабря? - говорит мой собеседник.
Кроме того, школа заказывала современные компьютеры, на которых дети, к примеру, могли работать с графическим редактором. А что предложили? По словам директора, дешевый "металлолом для первоклассника". Пришлось выходить на председателя конкурсной комиссии. И, чтобы не потерять лицо, фирма-поставщик выполнила нужный заказ.
Кстати, некоторые директора школ, чтобы не зависеть от конкурса, часть денег "бросают" на другое, иногда менее нужное оборудование. Ведь если сумма покупки ниже 100 тысяч рублей, можешь выбирать продавца сам.

Кому нужен специалист будущего?

Если школам нужно потратить миллион до 15 декабря, то у директора Перевозского строительного колледжа Алексея Шершнева головная боль почти за 50 миллионов рублей, идущих по линии национального проекта. Правда, и срок освоения отвели до 30 декабря.
Самое сложное здесь не потратить деньги, а найти необходимое по проекту оборудование. Например, асфальтоукладчик укладывает асфальт автоматически, а контроль качества осуществляется через спутниковую связь. Такого высокотехнологичного оборудования в России нет, приходится его заказывать за границей. А это значит поиск иностранных фирм, доставка из-за рубежа, растаможка, которая иногда занимает месяц.
Изменяется материальная база, система подготовки кадров - готовят специалистов для высокотехнологичных отраслей. А рынок не готов их принять, у работодателя попросту такая продвинутая техника отсутствует. Колледж уже вынужден самих работодателей учить, проводить научно-практические семинары и конференции. Почти по Грибоедову - горе от ума.

***

Сколько руководители образовательных учреждений тратят времени, сил, нервов на освоение гранта! А ведь кроме морального удовлетворения практически ничего для себя лично не имеют (не хочу никого обижать, но тем же победившим в нацпроекте учителям выделяется по 100 тысяч рублей, и они могут тратить их на что заблагорассудится). Как сказал один из интервьюеров, прежде чем решиться идти на грант, надо очень хорошо подумать, а сможешь ли ты осилить миллионную "ношу"?
Ольга ГОГУЛЕНКО.

Следите за нашими новостями в удобном формате