Поэт Евгений МУРАВЬЕВ:В шоу-бизнес попал случайно

Поэт Евгений МУРАВЬЕВ:В шоу-бизнес попал случайно

В Финляндии в учебники для изучающих русский язык включен – представьте себе! - текст одного знаменитого хита Аллы Пугачевой. Гимназисты на курсах с удовольствием декламируют: «Речной трамвайчик тихо встал  у сонного причала», а между тем стихи написал  москвич Евгений Муравьев. Он входит в десятку самых известных в нашей стране поэтов-песенников, успешно сотрудничает со многими композиторами, звездами отечественной эстрады. 

В эксклюзивном интервью «НН» автор многих хитов рассказал о своем отношении к известности и популярности и о том, как из летчика переквалифицировался в поэта.

Наверное, повезло

- Евгений Иванович, вы давно вписались в культурное пространство Нижегородского региона: на ваши либретто идут мюзиклы в театре комедии, ТЮЗе, дзержинской драме. Как вам дружба с нашими театрами?

- Мне нравится работать и с нижегородскими театрами. Все очень оперативно и ответственно. Быстрое принятие решений и четкая реализация. Если «да» - то «да», если «нет» - то «нет». Отсутствие двусмысленности в отношениях очень помогает. Я сам человек обязательный и очень ценю это качество в людях. К сожалению, этого нет во многих других театрах.

- Двадцать лет назад крылатый конь Пегас унес вас, летчика, к вершинам поэтического творчества. Теперь всезнающий Яндекс включил вас в топ-10 самых популярных современных поэтов-песенников России, где вы находитесь в окружении Михаила Танича, Роберта Рождественского, Ильи Резника, Николая Добронравова, Ларисы Рубальской… Поделитесь секретом, как из авиации перешли в совершенно другую сферу?

- Насчет топ-10 впервые слышу. В шоу-бизнес попал практически случайно, с улицы. Никто ни к кому меня не подводил, не знакомил. Почему-то тогда, в 1995 году, я посчитал, что могу написать песенные тексты не хуже, чем гремевшие в те времена бойз-бенды - «Руки вверх» и иже с ними. На первый взгляд, что тут сложного, сочинить «Ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже»? Впрочем, как выяснилось, писать такое мне не дано, не получается. Да и вряд ли уже получится. Будучи проездом в Москве, я без особой надежды завез свои специально сочиненные опусы в офис Игоря Крутого, адрес которого был указан в продюсируемой его центром модной в то время передаче «Доброе утро, страна». Решил: будь что будет, я же ничего не теряю, зато буду спокоен: сделал, что смог. А через три месяца мне позвонил Игорь Яковлевич и предложил приехать в столицу подписать договоры на первые наши с ним песни. Многие мои знакомые в эту историю не верят. Наверное, мне повезло - с первого раза войти в эту дверь. Только потом я понял, как это непросто.

 Слава нужнее исполнителям

-  За многие годы вы создали тысячу песен, вряд ли кто из современных авторов может с вами соперничать. А на поэтические сборники время остается, что-то удалось издать?

- Дело в том, что я совсем не пишу стихов, и никогда не ставил себе задачи выпустить поэтический сборник. Я даже не состою ни в одном творческом  союзе. Песенные тексты и стихи, на мой взгляд, все-таки два совершенно разных жанра.

Если поэт пишет стихи о себе, о своем восприятии мира, своем отношении к происходящему вокруг, и ему все равно, как отнесутся к этому читатели, то поэт-песенник, сродни актеру, каждый раз меняет маски, вкладывая свои слова в уста разных исполнителей. Кроме того, моя задача, чтобы публика в этих песнях узнавала себя. Каждому в первую очередь интересен он сам, и песня становится хитом только тогда, когда слушатель считает, что она написана именно для него и про него, когда он сам начинает верить в эту историю.

Словарь для поэтов-песенников ограничен более жесткими рамками, нежели для стихотворцев. Согласитесь, что не все можно спеть. Попробуйте представить, как со сцены звучали бы слова «оксид» или «престидижитатор», или «гастроскопия», например. То, что допустимо зарифмовать на листе бумаги, не всегда допустимо спеть на сцене.

Ну, и тысяча сочиненных мною текстов - преувеличение. Песен восемьсот, быть может, написал...

- Вам не обидно, что современные поэты-песенники, да и композиторы тоже, остаются в тени: зрители узнают песни по исполнителям, хотя прежде на эстраде обязательно называли имена авторов?

- Меня нисколько это не задевает. Тот, кому надо, кому интересно, сам информацию об авторе найдет. Слава нужнее исполнителям. За нас говорит работа, да и спокойнее как-то без излишнего пиара. Впрочем, это я говорю не обо всех авторах, а только о себе.

- Вы сами для души что читаете, какую музыку слушаете?

- Кроме классики, Бродского, Бунина, Булгакова, Тургенева - перечислять можно долго - читаю фэнтези, а в музыке отдаю предпочтение року.

- Евгений Иванович, какими будут ваши пожелания в канун года огненного Петуха, этой яркой, элегантной и общительной птицы, нижегородцам?

- В любой год - прежде всего здоровья всем. А в Год Петуха - ярких идей, мечтаний и свершений. Ничего не бойтесь! Чтобы что-то получилось, надо что-то для этого сделать. Желаю дерзости и побед!

Владимир ШЛЫКОВ.

Фото из личного архива Евгения Муравьева.

 Справка «НН»

Евгений Иванович МУРАВЬЕВ – российский поэт-песенник. Родился в 1961 году в Казани. После школы с отличием окончил училище гражданской авиации и с красным дипломом Казанский авиационный институт. Профессионально занимается поэзией с 1995 года. Его стихи положили на музыку композиторы Игорь Крутой, Аркадий Укупник, Ким Брейтбург, Александр Морозов, Алексей Гарнизов, Егор Шашин и многие другие. Песни на его слова стали хитами в исполнении Ирины Аллегровой, Аллы Пугачевой, Людмилы Гурченко, Борис Моисеева, Филиппа Киркорова, Софии Ротару, Алены Апиной, Ирины Понаровской, Кати Лель, Дианы Гурцкой. Песни на стихи Евгения Муравьева звучат в ряде отечественных фильмов. С 2010 года поэт активно и успешно работает в новом для себя жанре – создает либретто для мюзиклов. Многократный лауреат фестивалей «Песня года», «Новые песни о главном», «Шансон года».

Следите за нашими новостями в удобном формате