"Русская Шанель" с Нижегородчины

"Русская Шанель" с Нижегородчины

«Русской Шанель» с Нижегородчины верил сам Станиславский

Марина Цветаева в своем стихотворении «Полотерская» зарифмовала ее фамилию: «Та богиня — мраморная, Нарядить — от Ламановой». Станиславский называл ее «нашей драгоценной, незаменимой, гениальной, Шаляпиным в своем роде».

Из географов – в портнихи

Выставка театральных костюмов из коллекции МХАТ открылась в Литературном музее имени Горького на улице Минина. Называется она забавно: «Модельер, которому верил Станиславский» (забавность в том, что Константин Сергеевич прославился в современном массовом сознании своей «коронкой» «Не верю!»), а модельер этот – Надежда Ламанова, «русская Шанель», и, кстати, нижегородка. Она родилась в селе Шутилово Нижегородской губернии, ныне расположенного на территории Первомайского района. Интересно, кстати, что и сами шутиловцы не слишком осведомлены насчет знаменитой землячки, и своим брендом считают дошедший до нас из древности обряд похорон Стромы…

Надежда Ламанова училась в нижегородском Мариинском женском училище (сегодня в этом здании располагается строительная академия). Отучившись обязательные семь лет, девушка по собственному желанию закончила и восьмой класс, и таким образом получила право преподавать географию в крестьянских школах.

Но учителем она не стала. Старшая из пяти сестер в небогатой дворянской семье, Надежда, едва выпустившись из гимназии, уехала в Москву, поступила в школу кройки и шитья, а через два года стала работать и вскоре о ее мастерстве заговорила столица. Через пять лет в ее ателье считали за честь «шиться» светские дамы. Ламанова закупала в Париже материалов на десятки тысяч рублей.

«Это была энергичная женщина. Окончив где-то институт для благородных девиц, она приехала в столицу. Была не очень красива, с манерами мальчика, стриженная. В компании говорила: «Ну, братцы выпьем!» Хорошо играла в винт и преферанс. Открыла мастерскую, но к заказчикам относилась сурово и заставляла их ждать подолгу... Ездила в Париж за моделями. Обслуживала придворных. За самое простенькое платьице брала по 600-800 рублей. Держалась богом, были у нее цеха. Платила неплохо, но и требовала хорошей работы...», - вспоминали современники.

В 1898 году модельеру было пожаловано звание поставщика императорского двора. В 1901 году Станиславский лично пригласил ее работать в Московский Художественный театр, и модницы специально ходили на спектакли, чтобы хоть одним глазком посмотреть на платья от кутюр. В одежде от Ламановой ходили дамы высшего света. А затем наступила Великая Октябрьская революция. В 1919 году Ламанову - дворянку по происхождению и «царскую портниху» - арестовали и отправили в Бутырскую тюрьму. Там она провела два месяца. Спас ее случай, а точнее – Максим Горький, с супругой которого она была знакома ранее.

Пришлась ко двору

«Надежду Ламанову и семью Максима Горького связывает нить, проходящая через обе их судьбы. Она шила платья для супруги писателя. Потом он спас ее из тюрьмы. А теперь, в год 155-летия Ламановой и в рамках подготовки к празднованию юбилея Максима Горького, мы представляем нижегородцам возможность полюбоваться костюмами, которые Надежда Ламанова создавала для спектаклей МХАТа - театра, в котором впервые была поставлена знаменитая пьеса Горького «На дне», - выстраивает связи судеб директор музея имени Горького Лариса Моторина.

Благодаря ходатайству знаменитого земляка Надежда Ламанова сохранила не только жизнь, но и профессию: ее назначили руководителем ателье по пошиву «новой советской одежды». И русская Шанель стала создавать новый модный стиль для пролетарских женщин, не желавших ударить в грязь лицом перед мировой буржуазией. В условиях суровой простоты в художественном стиле и, увы, в смысле материальной стороны – не было тканей – она разрабатывала модную одежду из крестьянских полотенец, одеял и солдатского сукна. Ее коллекция а ля рюсс произвела фурор на Всемирной выставке  в Париже.

Параллельно Ламанова продолжала работать в театре, а также  создавала костюмы для фильмов Эйзенштейна, Александрова, Протазанова. В ее платьях блистала Любовь Орлова в «Цирке» и поражала супер-авангардным одеянием в роли Аэлиты в одноименном фильме. Модная богема пищала от восторга при имени Ламановой.

А в 1941 году было печально. Труппа театра выехала в эвакуацию, а пожилого модельера банально «забыли». Она пришла к запертым дверям театра – и в считанные минуты  скончалась от сердечного приступа.

Впрочем, когда началась Великая Отечественная война, она сказала своей подруге Вере Мухиной: «Я скоро умру. У меня остались всего только две капли «Коти». И попробуй тут угадай, шутила ли она по поводу последних вздохов любимого парфюма...

Выставку модельера, которому верил Станиславский, в Нижнем Новгороде представила директор Музея МХАТ Марфа Бубнова.

«Я счастлива, что сегодня Ламанова вернулась на родную землю, - отметила Марфа Николаевна и не поскупилась на комплимент для нашего города. - Отдельно хочу отметить красоту здания, в котором открылась выставка. Театральные костюмы не просто гармонируют с этими интерьерами – становится понятно, что именно среди красивейших домов Нижнего Новгорода Наталья Ламанова раскрыла свое врожденное чувство стиля, отсюда ее неповторимые линии и цветы на платьях».

Выставка будет работать до 16 декабря с 9.00 до 17.00.

Мария ФЕДОТОВА.

 

Следите за нашими новостями в удобном формате