Доктор медицинских наук Сергей Олейник с самого начала объявленной в нашей стране борьбы со СПИДом работает в различных специализированных центрах, занимающихся названной проблемой. Он слышал немало историй и знает сотни покалеченных этой болезнью судеб. Но не перестает удивляться фактам, как "забота" может переродиться в человеческое горе.
Записали в изгои
- Молодая симпатичная женщина, врач, живет с любящим мужем и ребенком. Только при разговоре со мной постоянно срывалась на плач. Она живет с ВИЧ. Самое удивительное, что для нее известие о своем ВИЧ-статусе не было таким тяжелым, как события, которые стали развиваться после этой страшной новости, рассказывает доктор.
Недавно она убедилась в предательстве собственной матери. Именно она сообщила о диагнозе дочери главному врачу медицинского объединения, в котором Елена (имя изменено. - Ред.) успешно работала и была на хорошем счету. Но после того, как мать донесла, случился разговор с главой учреждения. Тот был предельно жестким, и Елене пришлось уволиться. Мало того, поскольку главный врач руководил объединением медицинских учреждений одного профиля, то сделал все, чтобы Елена не смогла трудоустроиться ни в одно из них.
Однако она продолжила работать по специальности в частной клинике, в которой раньше подрабатывала. До тех пор, пока главе и этой клиники не сообщили о ее диагнозе. И сделала это бывшая коллега.
Дальше Елена предприняла попытку трудоустроиться еще в одну больницу. Начала оформляться на вакансию по ее специальности. Но, естественно, до той поры, пока очередь не дошла до обследования на ВИЧ.
По сути, человека принуждают к тому, чтобы он вычеркнул из жизни 11 лет учебы и работы в любимой профессии. А мама продолжает делать все, чтобы отравить дочери жизнь. Сообщила о диагнозе всем родственникам. Затем ее друзьям и знакомым через социальные сети. Сейчас угрожает, что сообщит о диагнозе в детский сад, в который ходит ее дочь. К слову, и дочь, и муж ВИЧ-инфекцией не болеют.
- Можно, конечно, рассуждать о врачебной тайне и профессиональном долге. Но наша жизнь вносит свои коррективы. Елена обращалась в правоохранительные органы, но в ее случае Фемида не увидела поводов для реагирования. У этой богини правосудия, как известно, на глазах повязка. А вот у кого-то в этой истории не оказалось сердца, - уверен Сергей Олейник.
По его словам, дискриминация - это одна из причин того, что делает борьбу с ВИЧ-инфекцией в нашей стране малоуспешной. Иногда люди находят способы, чтобы обходить произвол чиновников и просто необразованных людей.
В Европе проблема решается однозначно в пользу инфицированного. Здесь система относится очень серьезно к нарушениям прав наемных рабочих и к их дискриминации на рабочих местах независимо от того, касается ли это ВИЧ-инфицированных, беременных женщин или людей с ограниченными возможностями. По мнению Сергея Олейника, это единственный выход. Доктор даже предложил внести дополнения в УК РФ о том, что доведение до самоубийства в связи с дискриминационными действиями в отношении ВИЧ-инфицированных граждан является отягчающим вину обстоятельством.
Закон не работает
Статья 17 Федерального закона от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) юридически сухо, но точно утверждает следующее. "Не допускается увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, и медицинские организации, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом".
Государство в лице этого закона встало на защиту, по сути, не болеющего СПИДом, а лишь носителя инфекции. Далеко не факт, что она обернется той самой страшной болезнью.
- В реальности это положение практически не работает. Оно не подкреплено действующими подзаконными актами, а значит, и не конкретизировано. Положение усугубляется тем, что заболевшие люди стараются не афишировать свой ВИЧ-статус и скрывают факты их унижения и разглашения тайны диагноза другими гражданами, - комментирует ситуацию адвокат по гражданским делам Андрей Замятин.
Но труднее всего, зная о подобных историях, отбросить эмоции. Уголовный кодекс регулирует ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией - статья 122 УК РФ. В ней говорится о том, что за постановку того или иного лица в опасное положение необходимо применять санкции.
- Это касается случаев, связанных с незнанием инфицированного о наличии у него заболевания. В случае если больной знал о своей болезни и целенаправленно заражал другое лицо, санкция увеличивается. Квалифицирующими признаками является заражение нескольких лиц или несовершеннолетних, а также заражение ВИЧ путем исполнения профессиональных обязанностей, - комментирует Андрей Замятин.
Вот вам и конфликт законов. Здесь все зависит от того, как его повернуть, как ту палку о двух концах.
- Заражение ВИЧ-инфекцией само по себе очень страшно и несет эту опасность для окружающих, - продолжает адвокат. - Некоторые инфицированные понимают это и стараются снизить свои контакты, чтобы не стать причиной новых заражений. Другие же считают, что несправедливо болеть только им, и мстят кому угодно без страха быть наказанными. Начинают беспорядочно заводить половые связи с целью заражения ВИЧ-инфекцией. Понятно, что это деяние является уголовно наказуемым. Здесь и возникает, скажем так, юридический диссонанс. Объектом преступления является жизнь и здоровье человека... Найти истину очень сложно. По этой причине часто представители правоохранительных и судебных органов стараются не связываться с такими тонкостями. Здесь приходят в действие тонкие материи человеческой психики и взаимоотношений в обществе.
А в нашем примере именно эти общественные механизмы взаимоотношений и показаны. И это, пожалуй, не к Фемиде, а к совести человека.
Андрей КОРНИЛОВ. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Комментарий
Андрей ЗАМЯТИН, адвокат:
- Несмотря на непоследовательность и неопределенность законодательных формулировок, совершенно ясны два момента. При ВИЧ-инфекции уволить нельзя, можно лишь перевести на другую работу. Сдавать анализ на ВИЧ при поступлении на работу и при плановых медосмотрах должны лишь работники четко установленных специальностей. Помимо этого ограниченного круга работников, по закону никто не обязан проходить обследование на ВИЧ по требованию работодателя. Также никому нельзя отказать в приеме на работу или уволить с работы на основании ВИЧ-статуса. Это означает, что никакие внутренние инструкции и ведомственные постановления не могут служить законным основанием для увольнения работника с ВИЧ-инфекцией. Тем не менее положения Федерального закона о СПИДе систематически и безнаказанно нарушаются как государственными, так и частными предприятиями.
Справка "НН"
Перечень профессиональных работников, которые обязаны проходить обследование на ВИЧ, приводится в постановлении правительства. В него входят следующие специальности:
а) врачи, средний и младший медицинский персонал центров по профилактике и борьбе со СПИДом, учреждений здравоохранения, специализированных отделений и структурных подразделений учреждений здравоохранения, занятые непосредственным обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работой с лицами, инфицированными вирусом иммунодефицита человека, имеющие с ними непосредственный контакт;
б) врачи, средний и младший медицинский персонал лабораторий (группы персонала лабораторий), которые осуществляют обследование населения на ВИЧ-инфекцию и исследование крови и биологических материалов, полученных от лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
в) научные работники, специалисты, служащие и рабочие научно-исследовательских учреждений, предприятий (производств) по изготовлению медицинских иммунобиологических препаратов и других организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.
В случае выявления ВИЧ-инфекции у работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается правительством РФ, эти работники подлежат переводу на другую работу, исключающую условия распространения страшного вируса.
Между тем
В 2016 году в России уже зарегистрированы 1,08 миллиона зараженных ВИЧ-инфекцией. В Нижегородской области этот показатель - 19 650 пациентов. Порядка 2500 новых ВИЧ-положительных пациентов выявлено в Нижегородской области только за первый квартал 2016 года.
А как у них?
Власти Британии снимают запрет на работу ВИЧ-инфицированных врачей, дантистов и других медицинских работников. Действие запрета сохранялось более 20 лет. Его снятие стало возможным потому, что современные методы терапии ВИЧ-инфекции позволяют свести вирусную нагрузку в крови человека до неопределяемого уровня, при котором вероятность заражения становится практически нулевой. Отныне медицинским специалистам будет достаточно регулярно предъявлять справку о вирусной нагрузке, и это позволит им продолжать заниматься своим делом после прохождения специального трехмесячного наблюдательного периода. Все эти проверки будут проводиться строго конфиденциально.