Нижегородцы услышали уникальный музыкальный инструмент

Нижегородцы услышали уникальный музыкальный инструмент

Откуда появился дудук? Исполнитель Виталий Погосян выступил в Нижнем Новгороде с этим экзотическим инструментом

Пение дудука – краска редкая, но близкая душе многих, экзотическая - но вместе с тем странно родная. Поистине, если мастеру есть что сказать, публика поймет его на любом «языке»…В нижегородский Центр культуры «Рекорд» приезжал с концертом дудукист Виталий Погосян, и приоткрывал тайны музыки без слов. Перед выступлением он немного рассказал корреспонденту «НН» о себе, своем инструменте и неожиданных проектах.

Музыка не для юнцов

- Виталий Багатурович, вы играли на многих инструментах, но именно дудук остался надолго. Это случайность или знак серьезного отношения?

- Это более чем серьезное отношение, и вовсе не «совпадение», не случайность: я и в детстве знал о существовании дудука, и не раз держал его в руках, просто не осознавал еще тогда, насколько мне это надо и что я с этим буду делать. Осознание пришло гораздо позже - я стал  с ним целенаправленно с ним быть.

- Дудук вам сразу отдался?

- Он мне не отдался до сих пор! Я еще не изучил его на все сто процентов. Точно знаю, что это инструмент звучит абсолютно по-разному в зависимости от возраста и жизненного опыта исполнителя. Да-да, есть огромная разница, молодой ли исполнитель извлекает звуки, или же человек в возрасте. Этот инструмент – для возрастных людей. То есть молодой исполнитель должен играть, развиваться, а затем - дай Бог чтоб он был жив и здоров – лет в семьдесят, в восемьдесят, может быть, он поймет вообще предназначение звука: как, зачем и куда он это несет.

Впрочем, хотя мне, конечно, еще не семьдесят и не восемьдесят, я знаю, что сейчас сказать молодым. Самое главное – искать свою индивидуальность в звучании. Музыканта должны узнавать по тембру, по интонации, а не по внешнему виду.

- На Кавказе, когда кто-то ведет себя очень уж занудно, ему говорят: «Зурна тебе!», имея в виду тембр инструмента. А есть ли какие-то поговорки, присказки, связанные с дудуком?

- Да, зурна – она на самом деле такая… у нее тембр нудящий, ноющий. Армяне тоже так говорят (улыбается). Но с дудуком другая история, в его голосе скрыта боль целого этноса. Если армянин берет его и играет родную мелодию, у него перед глазами проносится вся трагедия его народа, когда огромное процветающее государство постепенно превратилось в то, что осталось сейчас, и мы молимся за этот кусок земли. Но никто не знает, когда и откуда появился дудук, и кто был тот человек, который сделал камышовую трость и придумал этот звук - армянин, сириец, египтянин?

Быть декорацией неинтересно

- Существует ли сообщество дудукистов, некий профсоюз, внутри которого где принято делиться секретами, обмениваться новостями?

- Профессиональная тусовка существует, но по сути обмен информацией происходит во время фестивалей в разных городах мира. Главный фестиваль, конечно, проходит в Ереване. На него съезжаются отовсюду, причем не только армяне, но и корейцы, и мексиканцы, и все участники приезжают и живут за свой счет – только ради возможности выступить.

В Москве есть проект «Дудукист», его ведут армянин Сурен и русская девушка Марина. Они постоянно следят за исполнителями и приглашают самых интересных из них на ежегодный фестиваль. Все друг с другом общаются, играют - получается праздник.

- Своей популярностью дудук обязан кино – в первую очередь, конечно, вспоминается фильм «Гладиатор», который озвучивал профессор Ереванской консерватории Дживан Гаспарян. А у вас имеется опыт работы с кинематографом?

- Да, я озвучивал два короткометражных фильма. Но вообще больше непосредственно участвовал в съемках - как актер.

- Вы активно сотрудничаете с музыкантами самых разных направлений. Как же умудряетесь со своим весьма характерным инструментом встраиваться в составы, играющие в непохожей друг на друга стилистике?

- Здесь главное – полноценное, осознанное сотрудничество. Бывает так, что приглашают поиграть только для того, чтобы на сцене встал дудукист в качестве эдакой занятной декорации. Это мне неинтересно, я никогда на такие проекты не соглашаюсь, и потому всегда прошу предварительно выслать видео, чтобы понять примерно, как все там происходит. И если вижу, что буду выглядеть на сцене... как это по-русски?.. не пришей кобыле хвост, объясняю, что не приду. А вот, например, есть «Рада и Терновник»: я работаю с ними уже года три, и получается очень интересно, мы с ними великолепно сочетаемся, хотя, казалось бы, между нами нет ничего общего... Но их звукооператор потрясающе экспериментирует со звучанием дудука. С Дмитрием Певцовым мы хорошо сработались, он очень искренне преподносит свой репертуар. Очень интересный у меня проект с Максом Леонидовым: мы играем с ним просто хорошие душевные песни.

Много проектов! На днях я был в Казани, мы играли в большом концертном зале с симфоническим оркестром программу Олега Сакмарова – бывшего флейтиста «Аквариума». Сакмаров – человек-космос, невероятный импровизатор, каждую секунду находясь рядом с ним, я у него учусь.

- На традиционных каких-то мероприятиях, на свадьбах, например, вам приходилось играть национальную армянскую музыку?

- Конечно, приходилось. Достаточно часто уважаемые люди просят: «Виталик, мы очень хотим, чтобы вы у нас на свадьбе что-нибудь сыграли и спели», и я, конечно же, иду и играю. Я этим очень горжусь!

Справка «НН»

Виталий Багатурович ПОГОСЯН - один из самых известных российских мультиинструменталистов, дудукист. Родился 26 июля 1971 года в Мартакерте (Нагорный Карабах). Учился на истфаке Ленинградского государственного университета. Путь к славе начал с сотрудничества с узбекской этно-руппой «Обморок и мама». Снимался в фильмах «Одессит», «У каждого своя война», «Человек с бульвара Капуцинов».

Мария ФЕДОТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате