Русской поговорке исполнилось 100 лет

Русской поговорке исполнилось 100 лет

Русской поговорке "не украдешь - не проживешь" исполнилось 100 лет

Это только в западном кино кражи совершаются по четко разработанному плану. Русский человек по натуре спонтанный и непредсказуемый, утруждать себя тщательной подготовкой к воровству не станет. Что плохо лежит, а главное - рядом, то и тащит до дому.

Просто дележка

Однажды начальник отдела тогда еще милиции на ГАЗе Владимир Моргенштерн рассказывал, как у рабочего из цеха по изготовлению рулевых шарниров и тяги, на шоферском жаргоне именуемых "пальцами", случился сердечный приступ. В морг его доставили прямо от станка, а когда раздели, - и смех и грех - между ног обнаружили привязанные к поясу самые дефицитные из запчастей "пальцы"… Работницы нижегородского масложиркомбината носили майонез, упакованный в полиэтиленовые пакеты, в… бюстгальтере, а пекарши с одного из хлебозаводов наливали подсолнечное масло в пластиковые бутылки и подкладывали под грудь…
Само слово "несун" появилось в словарях только в конце советского периода: работник предприятия, совершающий на месте работы кражи сырья, продукции, средств производства и других материальных ценностей…
Между прочим, кражи на фабриках случались еще в Российской империи. Владельцы заводов составляли списки провинившихся и просили правительство усилить борьбу со скупщиками, но эти меры не принесли желаемого результата. Большой размах деятельность несунов приобрела в 20-е годы прошлого века. Пресса регулярно сообщала о выносе с предприятий продовольствия, текстиля, резиновых изделий и даже драгоценных металлов. Администрация боролась с похитителями путем обысков и взысканий, а Уголовный кодекс РСФСР 1926 года рассматривал этот вопрос в главе об имущественных преступлениях. К середине 30-х число подобных краж снизилось... Тем не менее несуны действовали в течение всего существования СССР. Современные исследователи даже выяснили причины, вызывавшие их активность: отсутствие "юридического догматизма" в сознании людей, восприятие кражи государственной собственности как восстановление справедливости, низкий материальный уровень жизни, примеры крупных хищений, совершавшихся руководящими работниками и партийными функционерами, тотальный дефицит товаров в стране…
Лаконичный лозунг несунов из СССР: "От каждого по способностям, каждому по потребностям". Даже пословица гласила: "Неси с работы каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость". Это и логично, ведь пролетарский классик писал: "Если от многого взять немножко, это не кража, а просто дележка".

Подмена понятий

Психология бывшего советского человека - вещь очень въедливая и тонкая. Люди, вполне честные по жизни, странным образом до сих пор не понимают, что воровство - это не только когда кто-то в трамвае лезет в чужой карман, но и когда кухонный работник в детсаду недовешивает порции, а медсестра "просто берет" на складе бинты и медикаменты.
Из ностальгических воспоминаний известного нижегородского писателя: "…Наша бабушка работала в буфете завода и приносила домой сливочное масло, сахар, вкуснейшие булочки с маком и берлинские пирожные… Булочки с маком до сих пор ассоциируются у меня с детством и уютом... А наша мама работала воспитателем в детском садике! И в трудное время это выручало всю семью. Воспитатели забирали домой оставшиеся от обедов и полдников печенья, булочки, картофельное пюре, макароны с сыром, запеканки… А компот мы допивали прямо в саду, приходя вечером к маме в группу"…
Нет, детки в садике не оставались голодными! Просто если они плохо кушали, то им можно было положить по полпорции. То есть не крали, а просто брали. Вот вам и святая простота! Или локальный коммунизм - кому как больше нравится… И ведь логика подкупает: "В трудное время это выручало всю семью".
Тихохонько так делается подмена понятий: вроде как брали-то они себе только ненужное, недоеденное... Просто-таки с тарелок соскребали. Да только кто этому поверит?
И если сейчас кто-то рассказывает, что из столовой училища или детской больницы сумками и мешками тащит и продает "остатки", а то они пропадут, - не верьте, не обманывайте себя. Это обычные воры. А если они воруют у больных, детей или стариков, это еще отвратительнее, чем залезть в трамвае в чужой карман или спереть на фуршете серебряную вилочку.
Конечно, всегда были и есть те, кто не воровал. Им не дают за это орденов и медалей, зато сегодня их уважают и считают нормальными людьми. Это не может не радовать, потому что время несунов изменилось, потому что в "совке" такие люди считались ненормальными, почти сумасшедшими.

Явление без границ

Еще один интересный социокультурный аспект несунов советского времени - обмен.
К примеру, дорогостоящий продукт какао-масло с конфетной фабрики обменивался на шмат первосортной вырезки или, как подскажет фантазия, отрез хорошей ткани от фабричной швеи на натурально-совхозную продукцию магазина сельхозпродуктов… Своеобразный товарообмен несунов.
После распада СССР многие несуны продолжили свою деятельность в Российской Федерации. И поныне распространен вынос металла, строительных и горюче-смазочных материалов. Психологи и социологи утверждают, что современные несуны никак не отличаются от воришек прошлого. И дело не в дефиците (теперь, слава богу, у нас все можно купить в магазинах), а скорее в желании сэкономить личные средства по мелочам. Иногда, правда, эти "мелочи" приобретают гигантский размах.
И все же разница имеется. Сейчас, когда СССР распался на очень разные между собой страны, положение с несунами в них тоже стало разным. С частного предприятия или из коммерческого заведения мало что можно украсть: хозяин не дремлет, вышвырнет воришку, вдобавок еще посадит или опозорит так, что его больше никуда не возьмут. Да и учет у хозяина не чета социалистическому производству. Половину продукции уже не удается списать на "усушку-утруску и мышей". Так что в странах с большой долей капитализации воровство сильно усохло и совершенно потеряло ореол "ловкости и умения жить".
Хотя в других странах - по крайней мере, на Западе - явление тоже широко распространено. Очень многие люди уносят с работы разные мелочи для личного использования. По оценкам некоторых экспертов, в США к мелким несунам можно отнести до 30 процентов работников.
По данным статистики, в мире активно процветают кражи сотрудниками по месту работы. От простых канцелярских скрепок до компьютеров в офисах, постельного белья в гостиницах и больницах, посуды, еды в точках общепита, парфюмерии в универмагах, и так по каждому месту работы.
За пределами России известны примеры и крупных несунов. Так, шести крупным больницам Нью-Йорка не так давно недобросовестные сотрудники нанесли ущерб на сумму более 400 тысяч долларов, вынося почти все: от перчаток и простыней до компьютеров и медицинского оборудования. При этом их поступки зачастую не расследуются должным образом, так как руководство учреждений опасается за свою репутацию.

Понятия слились воедино

Психология и социология "несунства" на Западе исследованы довольно подробно. Основные причины совпадают с теми, что мы назвали для СССР: высокий уровень толерантности к таким "незначительным" хищениям (в английском языке мелкое воровство имеет особые названия - например, pilferage), трактовка таких хищений как "восстановление справедливости", примеры крупных хищений руководящими работниками, а также просто сама возможность повысить уровень жизни.
И если западные воришки по-прежнему все педантично рассчитывают, наш человек крадет там, где живет. Вот только три последние из числа раскрытых - кражи, о которых рассказал старший специалист отдела по связям со СМИ УМВД России по Нижнему Новгороду лейтенант внутренней службы Михаил Мартынов.
Несудимый ранее 40-летний нижегородец, живущий в Советском районе на улице Бекетова, "стрельнул" покурить в магазине, расположенном в соседнем доме. Подломав ночной "Лайм", унес оттуда сигарет на сумму более 7500 рублей. Его земляк с Автозавода, оказалось, живет неподалеку от молокозавода, поэтому украл оттуда молочные продукты на сумму 8500 рублей. Говорит, все съел сам… А житель Бора, оказавшись рядом с ларьком "Свежий хлеб" в Приокском районе, вынужден был пренебречь диетой и украсть оттуда пирогов и булочек на 1300 рублей…
- Понятие "несун" наконец-то, спустя сто лет, слилось воедино с понятием "вор", - подвела черту заведующая кафедрой русского языка и культуры речи Мининского университета доктор филологических наук, доцент Наталия Петрова. - Это произошло благодаря реалиям нашей сегодняшней жизни, - уточнила она.

Татьяна ЧИНЯКОВА. 

Следите за нашими новостями в удобном формате